**********
Предисловие: В связи с тем, что данная статья большая, а современный читатель не любит длинных статей,я её разделил на три части, чтобы не было утомительно читать.))))
*******
Одним из важнейших результатов археологических исследований в "библейских странах" были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня можно с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно, а уходит корнями в глубь веков, вобрав в себя многое из разных религиозных источников. Так, по форме и по содержанию книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениям древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
Несомненно, что шумерские литературные произведения многое дали хананеям, непосредственным предшественникам евреев в стране, которая позже стала называться Палестиной, а также соседним народам - ассирийцам, вавилонянам, хеттам, хурритам и арамеям.
Один из примеров удивительно сходства, это поэма об "Энки и Нинхурсаг".
В поэме около 278 строк суть которых в следующем: В стране Дильмун - "непорочной", "светлой" "стране живых", не знающих ни болезней, ни смерти, - не было пресной воды, столь необходимой для жизни растений и животных. Поэтому Энки, великий шумерский бог воды, приказал богу солнца Уту доставить в Дильмун воду с земли. Когда это было исполнено, Дильмун превратился в божественный сад, где зеленые поля перемежались с цветущими лугами.
В райском саду богов великая богиня-мать Нинхурсаг (по другой версии, она была матерью-землей) вырастила восемь растений. Ей это удалось только после довольно сложной процедуры, во время которой на свет появилось три поколения богинь, зачатых богом воды, (что подчеркивается в поэме неоднократно), все они появились на свет без страданий и мук. Но Энки, пожелал отведать растений, выращенных Нинхурсаг. И вот его посланец, двуликий бог Исимуд, срывает драгоценные побеги один за другим, отдав их своему господину. Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на смерть. И для того, чтобы не смягчиться и не изменить своего решения, она покидает общество богов.
Здоровье Энки начинает ухудшаться. Восемь его органов поражает болезнь. По мере того как он все быстрее теряет силы, остальные боги погружаются в траур и простираются во прахе. Даже бог воздуха Энлиль, царь всех шумерских богов, не может справиться с бедой. И тут неизвестно откуда появляется лиса. Она говорит, что за соответствующее вознаграждение может найти Нинхурсаг. Лиса выполняет свое обещание (этот отрывок текста, к сожалению, поврежден ), Вернувшаяся Нинхурсаг садится рядом с Энки, спрашивает, какие части тела у него болят, и, по мере того как он их называет, производит на свет соответственно восемь исцеляющих божеств. Энки выздоравливает, смерть ему больше не грозит.
Прежде чем продолжить шумерские параллели с Библией следует упомянуть об аналогичной легенде Нинхурсаг -Исида, возникшей позднее в Египте:
Однажды Исида возжелала узнать тайное имя Ра, сотворившего небо и свет. Ведь узнав имя, она смогла бы получить власть над остальными богами. Чтобы выведать секрет, Исида пошла на хитрость: " ....Когда Ра одряхлел и начал пускать слюни, то его слюна капала на землю. Исида взяла ее, смешала в ладони с землей и вылепила змею, а затем бросила на дорогу, по которой ходил великий бог... Змея ужалила Ра, и он испугавшись позвал на помощь своих детей: " Что-то, чего не знает мое сердце, ужалило меня.... Мое сердце трепещет, и члены мои полны холода" .
Но помочь ему ни кто не мог, и тогда Исида, как и все боги, покорная его воле, тотчас явилась на зов и сказала: " Скажи мне свое имя, божественный отец, ведь тот, чье имя произнесут в заклинании, останется жив!" Пришедший в смятение Ра, сделал вид, что уступает ей, и назвал длинный перечень имен. Но Исида не дала себя обмануть: " Твоего имени нет среди тех, что ты назвал! Скажи же свое имя!" .И Ра больше не в силах терпеть боль, доверил ей свое тайное имя, а Исида исцелила бога от болезни, которую сама же наслала.