Помнится, в комментариях под какой-то моей статьей про школу и учителей разгорелась дискуссия по поводу дистанционного обучения. И некоторые активно доказывали:
- Да это намного лучше, есть прекрасные обучающие видеоролики в сети, они гораздо интереснее нудных объяснений учителей. Ребенок сможет учиться в своем темпе. Не будет никакой предвзятости, он не обязан будет слушать какую-нибудь скучную Марьиванну и выполнять ее тупые упражнения. Он будет развиваться! Зачем ему читать учебники, он будет читать книги, где все преподносится гораздо увлекательнее и интереснее. Школа – инструмент насилия.
Ну что ж, ратующие за дистанционное обучение, за что мы боролись – на то и напоролись. Вот оно вам, пожалуйста, дистанционное. Где-то оно организовано лучше, где-то хуже. Понятно, что оно пока не идеально. Но оно есть.
И что мы имеем в результате?
Что-то я не вижу полчищ мотивированных детей, которые с радостным блеском в глазах дистанционно осваивают школьную программу. Что-то я не вижу детей, которые быстро выработали для себя оптимальный темп занятий. Что-то я не вижу детей, желающих смотреть видеоролики и читать интересные книги.
А вижу я вот что (но это я пишу на основе того, что творится именно у нас в школе, понятно, что есть более продвинутые учебные заведения).
Громадное увеличение объема домашних заданий. Причем без предварительных объяснений, плюс все письменно. Раньше где-то устно, где-то на уроке запомнишь, где-то вообще в перемену прочитаешь. А сейчас – только письменно, только хардкор.
«Растянутый» учебный день. Учителя могут и в 4 вечера, и в 6 написать. Причем недавно произошел анекдотический случай. Дети получили сообщение в 15.45. Оно гласило:
- Кто не сдаст задание до 16.00, получит «двойки».
И заданьице прикреплено. )
Дети многое просто не понимают. Правильно, одно дело, когда опытный учитель буквально «на пальцах» объяснит тему, а другое – читать учебники, где все изложено не лучшим образом, честно скажу. Я и сама там мало что понимаю.
И, к сожалению, многие школы пошли по пути наименьшего сопротивления: приготовили детям кучу письменных заданий без всяких предварительных объяснений. Я понимаю, это проще, чем хотя бы раз в неделю дать онлайн урок, ну, пусть маленький, пусть минут на 15-20 хотя бы. Да хоть видео какое записать с объяснением.
Я понимаю, что это пока новый формат, что его еще не освоили, что на это надо время. Но, к сожалению, пока все выливается в задания, задания, задания (которые, судя по всему, особо не проверяются, потому что невозможно же столько, да еще в виде фотографий) и угрозы, угрозы, угрозы.
Вспомнила в связи с этим один рассказ Айзека Азимова, который, на мой взгляд, очень актуален на данный момент. Мы его теперь со всеми учениками читаем.
Isaac Asimov. The Fun They Had (1957). В русском переводе «Как им было весело». Или есть еще вариант «Они были счастливы…» Кстати, и время примерно совпадает: 17 мая, правда, 2157 года.
Я так, вкратце изложу содержание. Два школьника из далекого будущего находят настоящую бумажную книгу (привет нашим ридерам, мы-то тоже от бумажных книг отходим). И читают рассказ о школе. О том, что раньше учителями были люди, а дети не занимались дома с роботом-педагогом индивидуально, а приходили в школу. И там дети не только учились, но и разговаривали, помогали друг другу с заданиями. И им было весело.
А будет ли нам когда-нибудь опять весело? И как скоро мы закричим: верните нам школу - инструмент насилия?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Об этом же:
Про так называемое дистанционное обучение. Выскажусь и я
Как моя дочь дистанционно изучала русский
Вот о чем я писала 14 апреля в прошлом году:
Алмасты или снежный человек – одна из горных легенд, рассказанная мне Армагеддоном Люциферовичем
Зачем репетитору по английскому языку писать диктант по-русски