Найти тему
Мир необычных детей

Сказкотерапия как метод коррекции психоэмоционального состояния ребенка

Оглавление
фото взято из Яндекс-картинки
фото взято из Яндекс-картинки

Наверное, в далеком детстве каждому родители читали сказки на ночь, чтоб крепко и спокойно спать. Издавна сказки были нравственным и моральным законом, которые предохраняли детей от бед, учили их жизни. Сказка и сейчас остается для многих как прекрасное и теплое воспоминание из детства. Но мало кто знает, что сейчас этот фольклорный жанр активно используется в психологии и педагогике как метод коррекции и развития личности ребенка.

Итак, сказкотерапия - это метод психологической коррекции, который способствует развитию гармоничной личности и решает индивидуальные проблемы ребенка.

Преимущества сказкотерапии

1. Сказка активизирует творческий потенциал ребенка, развивает фантазию и воображение.

2. Через сказку решаются такие проблемы как: тревожность, застенчивость, агрессивность, негативизм.

3. Сказкотерапия как воспитательная система.

4. Сказкотерапия эффективно используется в лечении заикания у детей.

5. Коррекция характера, повышение заниженной самооценки,

6. Избавляет от страхов, неуверенность в себе.

7. Программирует жизненный план на будущее, выстраивает морально "правильное" поведение, формирует веру в положительное решение проблем и др.

Как мы поняли, что сказка оказывает благотворное влияние на личность в целом, меняет мировосприятие, формирует правильное поведение, заставляет ребенка рассуждать, искать ответы на вопросы, основываясь на своем опыте и морали сказок.

Принципы сказкотерапии

Сказкотерапия основывается на 4 главных принципах.

1. Ценностные ориентиры. Хорошая, добрая сказка - это кладезь правильных жизненных ценностей, таких как: любовь, дружба, семья, сострадание, честь и достоинство и др.

2. Поиск резерва или ресурса. После усвоение ребенком базовых ценностей, переходим к поиску внутренних резервов. Освобождение от внутренних "камней" в виде проблем, фобий, сомнений, тревоги и т.д.

3. Многогранность. Не может быть такого, что у сказки только счастливый конец, это не соответствует реальности. Здесь важно осветить и другие грани сказки и научиться видеть в них что-то положительное.

4. Связь с реальностью. У любой сказки есть своя мораль, свой "наказ" читателю (слушателю), который применим в реальной жизни. Цель сказкотерапии - это структурировать все знания из сказок и внедрить полученный опыт в жизненную практику ребенка.

Методы применения сказок

1. Рассказ. Взрослый читает ребенку сказку, ребенок слушает. После прочтения взрослый просит пересказать, что ребенок запомнил. Здесь важна отработка кульминационных моментов; почему нравится/не нравится герой; действия героев, как оценивает ситуацию ребенок, необходимо также выделить мораль сказки, чему она учит. Такой подробный разбор сказки пополняет активный словарь ребенка, учит его быть наблюдательным, внимательным, учит рассудительности и развивает логику.

2. Иллюстрация. После прочтения, взрослый просит ребенка нарисовать сказку. Ребенок может выбрать сказочное событие сам или же взрослый предложит заранее выбранный сюжет из сказки. В данном случае оценивается выбор ребенка: какие цвета использует (яркие/ темные); какого персонажа выбрал (положительного/отрицательного); динамика нарисованного; размеры рисунка, наличие деталей, какой сюжет выбрал. Это все может рассказать о том, какой внутренний мир у ребенка, что его тревожит, наличие фобий, его настроение, отношение к миру/ себе/ окружающим/ и близким, его переживания или радости и многое другое.

3. Театрализация. Обыгрывание ребенком сложных жизненных ситуаций посредством сказочных ролей. Задается жизненная ситуация и выбираются герои (животные, люди и др.), задача ребенка - пережить сложную ситуацию путем применения роли на себя и освободиться от негативных проявлений . Это хорошо подходит для детей с заиканием или с иными нарушениями, где у детей наблюдается фиксация на своем дефекте, тревожность, агрессия и др. Применяя на себя чужую роль, ребенок переживает разные чувства, эмоции того или иного героя, проходит через разные сказочные преграды и жизненные ситуации, тем самым забывая про свой дефект, недуги и полностью "вливается" в мир сказки. Таким образом, ребенок "проживает" мир сказочного героя, учится на его ошибках, примеряет на себе его качества, видит мир другими глазами (взгляд со стороны). Также развиваются творческие способности, тренируется игра на сцене, избавление от страхов и тревожности, накапливается положительный жизненный опыт, формируется правильное поведение.

4. Сочинение собственной сказки. Предложить ребенку сочинить собственную сказку про любимого героя/животного и др. Пусть она будет небольшой, но интересной, яркой и поучительной. Тем самым ребенок проработает важные жизненные ситуации, научиться размышлять. Также здесь будет развиваться воображение и фантазия, логика, мышление. Сочиняя сказку, ребенок описывает реальную жизнь своими глазами, преодолевая все трудности, оставляя их в сказочном мире.

5. Изготовление куклы/героя. Здесь важен сам процесс изготовления. Изготовление героя/куклы - это своего рода медитация, в процессе которой меняется личность. Куклы исполняют роль объектов, на которые смещается энергия. Ребенок старается, направляет все усилия и время на игрушку, подбирает украшения, одежду, мысленно представляя результат работы. Это довольно длительная и кропотливая работа, требующая усидчивости, внимательности к деталям, нацеленности на хороший результат, заинтересованности и просто хорошего настроя. Это занятие избавляет от нервного напряжения, раскрывает творческий потенциал, успокаивает, учит последовательности в действиях, а манипулирование куклой приводит к осознанию проблем, поиску их решения.

Сказка - это не только хорошее времяпровождение, но и прекрасный инструмент в решении детских проблем. На сказках мы учимся сопереживать, дружить, быть честными, порядочными, добрыми, отзывчивыми. В ней черпаются понятия справедливости и несправедливости.

Сказка способствует формированию жизненных ценностей и правильного поведения, она воспитывает и заставляет задуматься о многих жизненных ситуациях. Сказкотерапия - это альтернативная проекция реальной жизни со всеми ее гранями, которые ребенок либо принимает, либо нет, а также учится решать сложные жизненные ситуации.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой канал, оставляйте свои комментарии и ставьте лайки).