Владимир Германович Тан-Богораз – интереснейшая личность. Известен, как этнограф, этнокультуролог, писатель и даже поэт. Но поначалу его карьера начиналась весьма неблагонадёжно. Будущий учёный учился в Таганрогской гимназии вместе с А. П. Чеховым. Окончив гимназию, поступил в Петербургский университет на физмат, позже перевёлся на юридический. В студенческие годы увлёкся революционными идеями, участвовал в работе тайных типографий за это был осуждён и отправлен в ссылку на Колыму.
«По Каме и Оби плыл на арестантских баржах, замурованный в трюме. В Красноярской пересыльной тюрьме оголодавшие клопы чуть не съели нас живьём»
из воспоминаний В. Г. Тан-Богораза.
Казалось бы, худшего начала для карьеры не придумать. Но иногда самая неприглядная ситуация оказывается лишь трамплином к успеху и яркой интересной жизни. В точности так и случилось с Владимиром Богоразом.
В ссылке он наблюдал быт и жизненный уклад коренных народностей Северо-Востока Евразии. Серьёзно увлёкся этнографией. Изучал и описывал язык, мифологию и образ жизни чукчей и соседних народов. Открыл много интересных фактов. И настолько преуспел в этом деле, что Императорская Академия наук в 1894 году включила его в состав специальной экспедиции (Сибиряковская экспедиция) Три года Владимир Германович кочевал среди чукчей, исследуя этот народ.
«Странствовал с чукчами зимою и летом, ездил с ламутами верхом на оленях. Летом питался падалью оленей, издохших от заразы, как полагается по чукотскому укладу – чтоб даром еда не пропадала. Зимой кормился мелкой рыбёшкой из запасных ям….»
из воспоминаний В. Г. Тан-Богораза.
По окончании экспедиции Академия наук выхлопотала для него разрешение вернуться в Петербург. О революции Богораз уже не помышлял. Ненадолго задержался в столице и вскоре направился в новую экспедицию на этот раз на северное побережье Тихого океана.
Владимир Германович - автор интереснейших книг и научных трудов, например, двухтомник – исследование «Чукчи», этнографические очерки, путевые заметки, стихи. Всего около 130 печатных работ, по фольклору, лингвистике и этнической культуре народов Евразии и Америки.
Кто такие чукчи?
Современные антропологи считают, что чукчи очень древний народ. В четвёртом тысячелетии до нашей эры чукчи уже жили на северо-восточном побережье Евразийского континента.
По мнению Богораза, вплоть до 19 века чукчи сохраняли почти коммунистический строй - общество, где все были примерно равными в плане имущества.
Чукчами этот народ прозвали казаки, эвены и якуты. Просто изменили чукотское слово «чаучу», которое означало буквально «богатый оленями» Сами же чукчи называли себя луораветлане (это русское произношение и переводится, как «настоящие люди») Есть предположение, что этот народ является ветвью североамериканских индейцев.
Ясак – дань казакам чукчи платили такую, какую хотели сами. Чаще всего и не платили вовсе.
А всё потому, что на деле показали свою великую воинственность и неустрашимость. Даже отчаянные казаки, покорившие до того много народов Сибири, вынуждены были с чукчами считаться. До середины 18 века Российская Империя пыталась подавить чукчей военной силой. Всё безуспешно. И это несмотря на то, что у чукчей не было огнестрельного оружия! Приказано было не церемониться с этим диким народом и уничтожать при необходимости всех – и женщин, и детей. Но вскоре российские чиновники подсчитали во что обходится эта затяжная война с чукчами и ужаснулись. Тогда решено было зайти, с другой стороны. Подарки, спиртное и торговля сделали то, что не смогло сделать огнестрельное оружие!
Чукчи, правда, так и не покорились, но по крайней мере немного успокоились,
Почему анекдоты про чукчу лживы и лицемерны, и кто их придумал.
Чукчи – это прежде всего воины, а уж потом оленеводы и рыбаки. Богораз интересно писал о том, как воспитывал своих мальчиков этот народ. Мальчик готовился стать воином с раннего детства. С 5 лет он спал стоя. Дозволялось лишь придерживаться за полотно яранги. Взрослые периодически подкрадываются и тычут в молодого воина тлеющей палкой. Так он учится постоянной бдительности. После такого обучения чукотские воины реагировали молниеносно на каждый шорох. Мальчики бегали за оленьими упряжками, прыгали с привязанными к ногам камнями. Не расставались с луком ни днём не ночью.
В конце обучения чукотские парни сдавали экзамен. Нет они не решали километровые примеры по математике и не отвечали на вопросы тестов. Парень просто бежал вперёд, а его отец следовал за ним, целясь в сына из лука. Увернулся от отцовской стрелы – сдал экзамен! Нет – небольшая, но чувствительная рана и насмешки соплеменников. Для экзамена стрелы не пропитывались ядом. А в другое время пропитывались обязательно. Яд получали из лютика.
Неудивительно, что такой народ не покрился чужой армии. И пришлось применять другие хитрые тактики. Одной из таких тактик были искусственно созданные анекдоты, высмеивающие сильный народ. Храбрость была названа дикостью. Самобытность – упрямством.
Странные обычаи.
Богораз описал несколько непонятных для нашей культуры обычаев. Например, чукчи практиковали так называемую «добровольную смерть». Обессилевшие старики или потерявшие здоровье люди обращались к родственникам с просьбой помочь им расстаться с этой бренной жизнью. Погибнуть от руки родственника у чукчей считалось благой смертью, равной гибели воина на поле брани. Говорит ли это о жестокости народа? Богораз считает, что это вынужденная мера. Условия жизни у этих людей были действительно очень суровыми и не оставляли ни малейшей возможности для сентиментальности и мягкости. Выжить в условиях холода и постоянной борьбы за существование мог только совершенно здоровый человек.
Русские жёны.
Владимир Германович, конечно, не обошёл вниманием и семейные отношения чукчей. И отмечал при этом, что смешанные браки рассматривались чукчами, как норма.
Этнограф описывает свадьбы чукчей с тунгусками, ламутками и девушками из народности чуванцы. Чуванцев чукчи полностью ассимилировали. Их в России осталось на данный момент всего 1000 человек. Не соглашались на браки с чукчами только якуты. По крайней мере в конце 19 – начале 20 века. У якутов было достаточно скота и они имели возможность не отдавать своих женщин другому народу.
Жена иной национальности приходила в чукотскую ярангу и вскоре начинала говорить по-чукотски, перенимала обычаи. А муж-чукча, между прочим, принимал на себя ответственность не только за свой род, но и за род своей жёнушки. Иногда из-за этого чукча значительно беднел после женитьбы.
Женились чукчи и на русских девушках. Искали невест среди русских переселенцев. Конечно, чаще всего на такой брак шли бедные девушки. Иногда это вообще был единственный выход, чтобы выжить, но случалась и любовь. Чукотские мужчины были добрыми и открытыми.
Богораз отмечает, что сами чукчи считали русских женщин плохими хозяйками и неумелыми работницами. А всё из-за культурной разницы. Русская девушка, попадая из избы в ярангу, по крайней мере в первое время, терялась и чувствовала себя не в своей тарелке, что называется. Меховая одежда была непривычной. Уход за оленями - новое дело. Полог яранги в мороз выбивался плохо – сноровки то не было.
Однако, к трудностям привыкали. А однажды Богораз встретил русскую женщину – жену чукчи, которая похвасталась ему тем, что вся Колыма живёт впроголодь, а в чукотской яранге всегда есть еда, да и гостей есть, чем угостить!
Богораз пишет и о том, что русские женщины не возвращались обычно в русские поселения, даже овдовев. Объяснила это одна такая вдова так.
Я не смогла после чума снова жить в душной избе. Да и голодать не хотелось. Поэтому вышла замуж снова за чукчу.
Но бывало и так, что молодая русская жена тосковала, особенно в первое время. Тогда приглашали колдунью. Она читала особенные какие-то заклинания и после этого женщины отмечали, что нервозность и тоска уходили сами собой. «Колдунья забирала русскую душу», - такое объяснение слышал Богораз.
Чукчи сегодня.
По последним статистическим данным в России проживает сегодня примерно 15 тысяч чукчей. Большинство живёт в городских квартирах Анадыря. Только 10% придерживаются традиционного образа жизни и промыслов: пасут оленей и ловят рыбу, как это делали их пассионарные предки сотни и тысячи лет. Традиционный уклад и национальную самобытность пошатнул век 20. А стоило ли?
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!