Найти тему
Роман Апрелев

Петр I и Сталин на одной сцене

Революция - главная трагедия России в очень тяжелом для нее ХХ веке. А может, и во всей нелегкой нашей истории. Посеянная социалистами смута расколола общество, обернулась множеством смертей, нищетой, потерями территорий и умов. И все делалось ведь из лучших побуждений, ради счастья народного. Только думали не о реальном народе, а о воображаемом. Тех, кто в схему не укладывался, и не очень было жаль экспериментаторам.

Кадр из телеверсии спектакля "Белый. Петербург"
Кадр из телеверсии спектакля "Белый. Петербург"

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии представил мюзикл “Белый. Петербург”. Разумеется, по “Петербургу” Андрея Белого. Это один из самых сложных романов русского модернизма. Форма в нем явно важнее содержания. Спектакль получился конгениальным литературной основе: интересно по форме, тоскливо по сути.

Кадр из телеверсии спектакля "Белый. Петербург"
Кадр из телеверсии спектакля "Белый. Петербург"

Никогда не разбираю подробно игру актеров, особенно в театре - эти люди известны, как правило, довольно узкому кругу лиц. Но здесь плохая игра, похоже, возведена в принцип. Не в том смысле, что подбирали самих бездарных. Нет, просто видно, как артисты изо всех сил стараются быть неестественными, старательно переигрывая и голосом, и жестом. Восприятие от этого лучше не становится. Но, возможно, так пытались передать всю манерность той эпохи, породившей вычурный “Петербург”.

Кадр из телеверсии спектакля "Белый. Петербург"
Кадр из телеверсии спектакля "Белый. Петербург"

Ни одного приятного персонажа - это претензии к Белому. Отвратительны сторонники режима, безобразны его ниспровергатели. Нам-то легко умничать. Мы уже знаем, к чему приведут эти пылкие речи, кумачовые флаги и бомбы, бросаемые в русских людей. Эсеры и большевики были предшественниками Басаева и Радуева, только религия другая. Перед ними маячил новый мир. И белый Петербург они были готовы окрасить кровью.

Кадр из телеверсии спектакля "Белый. Петербург"
Кадр из телеверсии спектакля "Белый. Петербург"

Вообще в репликах персонажей можно услышать отсылки ко многим литературным петербуржцам: от Пушкина и Гоголя до Бродского. Тут гораздо больше Блока, чем Белого. Это ведь его Россия тонула тогда, по выражению Маяковского. “Загадочная она - то ласкова, то жестока. И что это за страна? Вдова Александра Блока”. Ну и, конечно, какой Петербург без достоевщины?

Кадр из телеспектакля "Белый. Петербург"
Кадр из телеспектакля "Белый. Петербург"

По сцене проходят правители разных лет: Петр Великий, Николай II, Ленин и Сталин. Последние еще не вожди, а плодовитый публицист со множеством псевдонимов и рядовой террорист по прозвищу Коба. Спектакль большой, тяжелый. И он словно не выдерживает сам своего веса. Получилась история, за которой совершенно не интересно наблюдать. Но, видимо, свою благодарную публику мюзикл получил. Поздравляю и труппу, и довольных зрителей с этим событием. А вот куда мне обратиться за возвратом трех часов из жизни?