Революция - главная трагедия России в очень тяжелом для нее ХХ веке. А может, и во всей нелегкой нашей истории. Посеянная социалистами смута расколола общество, обернулась множеством смертей, нищетой, потерями территорий и умов. И все делалось ведь из лучших побуждений, ради счастья народного. Только думали не о реальном народе, а о воображаемом. Тех, кто в схему не укладывался, и не очень было жаль экспериментаторам.
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии представил мюзикл “Белый. Петербург”. Разумеется, по “Петербургу” Андрея Белого. Это один из самых сложных романов русского модернизма. Форма в нем явно важнее содержания. Спектакль получился конгениальным литературной основе: интересно по форме, тоскливо по сути.
Никогда не разбираю подробно игру актеров, особенно в театре - эти люди известны, как правило, довольно узкому кругу лиц. Но здесь плохая игра, похоже, возведена в принцип. Не в том смысле, что подбирали самих бездарных. Нет, просто видно, как артисты изо всех сил стараются быть неестественными, старательно переигрывая и голосом, и жестом. Восприятие от этого лучше не становится. Но, возможно, так пытались передать всю манерность той эпохи, породившей вычурный “Петербург”.
Ни одного приятного персонажа - это претензии к Белому. Отвратительны сторонники режима, безобразны его ниспровергатели. Нам-то легко умничать. Мы уже знаем, к чему приведут эти пылкие речи, кумачовые флаги и бомбы, бросаемые в русских людей. Эсеры и большевики были предшественниками Басаева и Радуева, только религия другая. Перед ними маячил новый мир. И белый Петербург они были готовы окрасить кровью.
Вообще в репликах персонажей можно услышать отсылки ко многим литературным петербуржцам: от Пушкина и Гоголя до Бродского. Тут гораздо больше Блока, чем Белого. Это ведь его Россия тонула тогда, по выражению Маяковского. “Загадочная она - то ласкова, то жестока. И что это за страна? Вдова Александра Блока”. Ну и, конечно, какой Петербург без достоевщины?
По сцене проходят правители разных лет: Петр Великий, Николай II, Ленин и Сталин. Последние еще не вожди, а плодовитый публицист со множеством псевдонимов и рядовой террорист по прозвищу Коба. Спектакль большой, тяжелый. И он словно не выдерживает сам своего веса. Получилась история, за которой совершенно не интересно наблюдать. Но, видимо, свою благодарную публику мюзикл получил. Поздравляю и труппу, и довольных зрителей с этим событием. А вот куда мне обратиться за возвратом трех часов из жизни?