2 недели назад, в субботу, мы выбрались на очередное болото. Солнце грело так сильно, что я оделась в лёгкий плащ и весенние ботинки. Женская натура требовала изящества, новых красивых фотографий и гламура, а не самоизаляционных селфи в квартире...
Условия карантина мы не в коем случае не нарушали – социальная ответственность в нас высока. В Эстонии можно находится на природе, ходить по походным тропам, если вас не более 2х человек и между вами дистанция 2 метра (исключая семью).
Для поездки в этот раз выбрали болото Kakerdaja, RMK называет это болото самым красивым болотом Эстонии, ну что ж, интересно на него взглянуть. Расположено оно в ландшафтном заповеднике Кырвемаа.
На тропу Какердая мы зашли со стороны мест для костра Ноку, всего их здесь 2, они недалеко друг от друга.
Здесь есть беседки, туалет, место для разведения костров, сарай для дров ( с дровами), инфощиты. Тропа довольно продолжительная – 7 км. Своё начало она берёт в лесу,потом идёт через болото, делает круг у озёр Калаярви и там, замыкаясь, вновь возвращается к болоту.
Мы приехали в заповедник после обеда, надеясь, что не встретим никого из людей – в принципе, так и вышло, потому, все 7 км туда и обратно, пройти не успевали.
Дорожки на этой тропе отличаются от тех, что мы видели на болоте Рюйтли – они почти везде покрыты металлической сеткой. Сначала непривычно, но с сеткой довольно комфортно – ноги не скользят.
Вдоль дорожки увидели много прошлогодней клюквы, но собрать не смогли – слишком далеко от тропы она лежала, блестя на солнышке своими алыми боками, так и маня ступить ногой на болотную кочку.
Да и сходить с тропы не рекомендуется – весной очень много воды, болото вполне может засосать.
Наблюдая за растениями, слышали множество птичьих голосов вокруг – с приходом весны пернатые оживились, начали брачные игры, ведь совсем скоро начнётся период гнездованья.
Сейчас большинство перелётных птиц возвращается с зимовки – по небу то и дело летят косяки.
На болоте Какердая живёт множество видов птиц, а названо оно в честь чернозобой гагары. Птица эта редкая для Эстонии, приспособленная к воде и совсем не умеющая ходить по суше. Если она оказывается на берегу, то ползает по нему, отталкиваясь лапами от земли. Kakerdama с эстонского – шататься.
Мы, конечно, не встретили никаких гагар, но слышали много разных птичьих голосов, из которых угадали крики серого журавля, которые уже прилетели с зимовки в южных странах и начали обосновываться на болоте – в видео крик журавля на 01:06 минуте.
На озере мы понаблюдали за лебедем, плавающем на противоположном краю, немного посидели в тишине, слушая природу, и пошли обратно.
К тому моменту, как мы вышли с болота, начался закат, окрасивший небо в сиренево-розоватые оттенки. Долго длящиеся сумерки позволили нам заехать на мызу Янеда (Jäneda mõis).
Существующее здание мызы построено дворянином Йоханом фон Бенкендорфом, но не благодаря ему мыза приобрела известность, а благодаря его жене, авантюристке и тройному агенту, сотрудничающей с ОГПУ, английской и германской разведкой. Женщине, ставшей музой и опорой для Максима Горького и Герберта Уэллса – Марии (Муре) Закревской Бенкендорф. Википедия интересно пишет про неё. Похоже, сюда стоит вернуться, чтобы услышать историю места из уст экскурсовода.
Мыза довольно большая, с ухоженным старым парком и большими чистыми озёрами, на одном из которых живёт пара лебедей.
Солнце совсем спряталось за горизонт, нежные морозники закрыли свои лепестки, день догорел, привнеся в нашу жизнь толику красоты и истории.
А вы пошли бы на такую прогулку? :)
Ещё больше интересного об Эстонии в рассказах:
Фотоохота на перелётных птиц в Эстонии
Как отдыхают эстонцы
Балтийское море, музей и случайная встреча с лисой