Найти тему
Анна G

КАЛЫМ НА ВЕСАХ ИСТОРИИ


КАЛЫМ НА ВЕСАХ ИСТОРИИ
    Выдача девушки замуж без калыма на Кавказе считалась позором для ее семьи  и  рода. С другой стороны такое явление путешественники считали бичом горского населения. 
О калыме у балкарцев русский этнограф В.Тепцов в своем исследовании «По истокам Кубани и Терека» еще  в  1892  году писал: «Балкарская невеста продает самое себя,  так  как  калым  идет  не  в  пользу ее родителей,  а  становится ее неотъемлемой собственностью. Калым не поступает даже  в  общую собственность жены и мужа. Он возвращается жене по смерти мужа, а разведенная жена берет калым  со  всем накопившимся  к  нему и существует на эти средства.  Если  же  она  возвращается в дом родителей, то калым, оставаясь все-таки ее собственностью, поступает в пользование семьи как плата  за  содержание.  Все это умаляет значение девицы как вещи,  товара  и  придумано  народом  для  того,  чтобы женщина могла иметь материальную независимость от мужа».
    Эта  же  тема привлекла внимание других ученых девятнадцатого века, побывавших  на Кавказе – И. Иванюкова и М. Ковалевского. Они с интересом изучали особенности «покупного» брака и писали, что размер калыма  зависел  от  того,  к  какому сословию принадлежала невеста, а калым за вдову был ниже обыкновенного. 
    Если случалось, что жених умирал до свадьбы,  то  родные несостоявшейся невесты вправе были требовать половину оговоренного калыма.  Такую  же  часть  калыма они получали,  если жених по каким-то причинам отказывался от нее. За калымом от семьи невесты приходили несколько человек – старшие представители рода  и  кто-то  из  молодых. Они забирали деньги и полагавшийся по обычаю скот. 
    Отношение  общества  к  институту  калыма  тоже  имеет  свою  историю.  В конце девятнадцатого – начале двадцатого века общество старалось регламентировать брачный выкуп,  постепенно снижая  его  размер. После Октябрьской революции этот пережиток решили и вовсе истребить, шла борьба за искоренения калыма.  В наши дни,  когда возвращение к традициям порой приобретает карикатурные оттенки,  все  зависит  от  желания  и  материальных возможностей жениха. Уплата калыма,  в принципе, считается престижной,  но  и  сегодня отношение к этому явлению  в  обществе неоднозначно,  так  же,  как  и  в  былые времена.  Откровенно говоря,  сейчас,  следуя этой традиции,  уже  никто всерьез  не  помышляет о покупке-продаже невесты. 
    Среди ученых также нет единого мнения относительно интерпретации древнего института калыма. Одни утверждают, что традиционный брак  на  Кавказе всегда  был  «покупным»,  другие объясняют это тем, что родители просто желали получить материально выраженную благодарность от семьи жениха  за  хорошее воспитание дочери.  Третьи делали акцент  на  том,  что уплата калыма только поднимает авторитет  невесты.  Так  или  иначе,  с  этим  явлением считались  в  прошлые века,  и  одному  лишь  Всевышнему  ведомо,  материальное благополучие от калыма или разбитое счастье от невозможности его уплатить перевешивает на весах истории.
КАЛЫМ НА ВЕСАХ ИСТОРИИ     Выдача девушки замуж без калыма на Кавказе считалась позором для ее семьи  и  рода. С другой стороны такое явление путешественники считали бичом горского населения. О калыме у балкарцев русский этнограф В.Тепцов в своем исследовании «По истокам Кубани и Терека» еще  в  1892  году писал: «Балкарская невеста продает самое себя,  так  как  калым  идет  не  в  пользу ее родителей,  а  становится ее неотъемлемой собственностью. Калым не поступает даже  в  общую собственность жены и мужа. Он возвращается жене по смерти мужа, а разведенная жена берет калым  со  всем накопившимся  к  нему и существует на эти средства.  Если  же  она  возвращается в дом родителей, то калым, оставаясь все-таки ее собственностью, поступает в пользование семьи как плата  за  содержание.  Все это умаляет значение девицы как вещи,  товара  и  придумано  народом  для  того,  чтобы женщина могла иметь материальную независимость от мужа».     Эта  же  тема привлекла внимание других ученых девятнадцатого века, побывавших  на Кавказе – И. Иванюкова и М. Ковалевского. Они с интересом изучали особенности «покупного» брака и писали, что размер калыма  зависел  от  того,  к  какому сословию принадлежала невеста, а калым за вдову был ниже обыкновенного.     Если случалось, что жених умирал до свадьбы,  то  родные несостоявшейся невесты вправе были требовать половину оговоренного калыма.  Такую  же  часть  калыма они получали,  если жених по каким-то причинам отказывался от нее. За калымом от семьи невесты приходили несколько человек – старшие представители рода  и  кто-то  из  молодых. Они забирали деньги и полагавшийся по обычаю скот.     Отношение  общества  к  институту  калыма  тоже  имеет  свою  историю.  В конце девятнадцатого – начале двадцатого века общество старалось регламентировать брачный выкуп,  постепенно снижая  его  размер. После Октябрьской революции этот пережиток решили и вовсе истребить, шла борьба за искоренения калыма.  В наши дни,  когда возвращение к традициям порой приобретает карикатурные оттенки,  все  зависит  от  желания  и  материальных возможностей жениха. Уплата калыма,  в принципе, считается престижной,  но  и  сегодня отношение к этому явлению  в  обществе неоднозначно,  так  же,  как  и  в  былые времена.  Откровенно говоря,  сейчас,  следуя этой традиции,  уже  никто всерьез  не  помышляет о покупке-продаже невесты.     Среди ученых также нет единого мнения относительно интерпретации древнего института калыма. Одни утверждают, что традиционный брак  на  Кавказе всегда  был  «покупным»,  другие объясняют это тем, что родители просто желали получить материально выраженную благодарность от семьи жениха  за  хорошее воспитание дочери.  Третьи делали акцент  на  том,  что уплата калыма только поднимает авторитет  невесты.  Так  или  иначе,  с  этим  явлением считались  в  прошлые века,  и  одному  лишь  Всевышнему  ведомо,  материальное благополучие от калыма или разбитое счастье от невозможности его уплатить перевешивает на весах истории.