Найти тему
Music Date

Музыкальный юрист: FAQ и немного о профессии

Автор рисунка: Елена Иванина @iva_vivid
Автор рисунка: Елена Иванина @iva_vivid

Автор блога Music Date уже месяц ответственно соблюдает домашний режим, но вовсе не бездельничает. На днях провела онлайн-интервью с музыкальным юристом Алексеем Галяткиным. Пожалуй, признаю, что интервью с юристом – это статья, которая должна была открывать данный блог, потому что грамотно оформленные документы служат самым прочным кирпичиком в фундаменте бизнеса.

К сожалению, в музыкальной индустрии, особенно в странах, где шоу-бизнес еще развивается (и Россия относится к таковым), многие участники рынка любят решать вопросы, что называется, «полюбовно». Только они забывают, что любовь имеет свойство проходить. Любому артисту, который обращается ко мне за консультацией, я советую начинать с бумаг. Как бы это ни было скучно и дорого, но именно договор – гарант здоровых отношений внутри музыкального коллектива, а также отношений музыкального коллектива с внешними организациями. В нашей стране услуги музыкального юриста стоят не таких больших денег, как, например, в Америке. Со слов Алексея, 1 час работы хорошего музыкального юриста в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе стоит 450 долларов. Так что давайте найдем хотя бы один повод порадоваться, что мы живем и работаем в России, и познакомимся ближе с юридической практикой в области шоу-бизнеса.

Алексей Галяткин расскажет, зачем артисту нужен юрист, ответит на наиболее часто задаваемые вопросы по авторским и смежным правам, а начинающих юристов, которые ищут применение знаниям, постарается заинтересовать своим нелегким ремеслом.

Расскажи, почему ты решил стать музыкальным юристом?

В России нет нормальной системы профориентации для школьников, поэтому я последовал примеру старшей сестры – она работала старшим юристом в международной юридической фирме White&Case. С малого возраста я мог наблюдать за работой сестры, дожидаясь, пока она освободится. Мне казалось, что это та область, в которой можно заработать и реализовать себя. Правда, первые два курса я не учился, а развивал soft skills (межличностные компетенции - прим. ред.) в парках и кинотеатрах. На третьем курсе я, наконец, впрягся в учебу, и все удивились, насколько у меня хорошо получается. По окончании университета встал вопрос о работе. Так как я вертелся в рэперских кругах, то решил поискать работу именно в музыкальной сфере и наткнулся на вакансию в Black Star. Конкурс на вакансию был большой, причем, участвовало в нем в том числе несколько опытных кандидатов. Но soft skills, прокачанные во время прогулов занятий, и определенный уровень знаний, помогли мне обогнать соперников.

Какие специальные знания нужны музыкальному юристу?

Музыкальный юрист – это юрист по интеллектуальной собственности с сильно развитой индустриальной практикой. Основной упор – это 4 часть Гражданского кодекса с акцентом на авторские и смежные права. Но нужно держать руку на пульсе и по другим вопросам. Для представления интересов клиента в суде надо знать и ориентироваться в процессуальном законодательстве. При этом, сейчас уже никто не учит нормативные акты наизусть, но необходимо ориентироваться в них и практике их применения, а также уметь быстро находить информацию.

В музыкальной среде бытует мнение, что все вопросы можно решать полюбовно. Нужны ли нам вообще юристы?

Если у людей получается на берегу четко оговаривать права и обязанности друг друга и у них не возникает конфликтов, то я искренне за них могу порадоваться. Но в моей практике встречается огромное количество кейсов, когда договоренности сторон нарушаются и возникают споры.

Если у сторон конфликта есть переписка в мессенджере с закрепленными договоренностями, она может быть использована в суде?

В суде можно использовать переписку в качестве доказательства, но это не всегда срабатывает. Порой из переписки трудно доказать сам факт заключения договора, восстановить договоренности. А если мы берем мессенджеры, то сталкиваемся с другой возможной проблемой. Во многих есть функция редактирования или удаления сообщений. Если информация была удалена или изменена, то нужно восстановить исходное содержание. А как это сделать? Допускаю, что есть технические решения. Но первое, что приходит в голову, это обратиться с запросами к администрации этих сервисов. Но у меня есть большие сомнения, что тот же Telegram с удовольствием предоставит такую информацию. Даже по запросу суда.

Можно ли для экономии средств пользоваться формами договоров, которые доступны для скачивания в Интернете?

Я бы крайне не советовал. Невооруженным глазом ошибки в юридическом документе определить сложно. Недавно мне клиент прислал форму из Интернета, и она оказалась просто жуткой. Однако я выступаю за то, чтобы артисты образовывались: читали ликбезы ИМИ (Института музыкальных инициатив - прим. ред.), проходили курсы (например, InSimple) и в результате могли распознать очевидные косяки в договорах.

Вспомни самый странный запрос, с которым к тебе обращались клиенты.

Когда я работал в юридической фирме, ко мне с запросом обратилась продакшн-студия с целью исключения юридических рисков. В их видеоролике должны были сниматься актеры-карлики. И одного по сценарию нужно было запереть в багажнике автомобиля и продержать в нем около 4-6 часов.

Какой самый частый вопрос ты слышишь от авторов?

«Надо ли регистрировать авторские права на музыкальное произведение?». Тут скажу, что авторское право возникает в момент создания произведения и само по себе регистрации не подлежит. Но для доказательства наличия авторского права в случае конфликта могут понадобиться «следы в объективном мире», например, закрепленные этапы создания произведения. Чем больше доказательств, тем лучше. Например, можно не полениться и обратиться к нотариусу. В принципе до сих пор работает отправка самому себе заказного письма с физическим носителем, на котором записано произведение. Появляются специализированные цифровые сервисы. По возможности используйте сразу несколько инструментов.

Сейчас популярность набирают услуги по депонированию авторских прав, то есть по передаче копии произведения на хранение. В частности, растет спрос на услуги сервиса n’RIS. Действительно ли подобные свидетельства работают при разрешении конфликтов?

Суд, вне сомнения, будет рассматривать любые имеющиеся доказательства, в том числе свидетельство о депонировании и запись в реестре n`RIS. Судебной практики не видел пока что.

Почему так часто возникают судебные разбирательства между продюсерами и их подопечными артистами?

На самом деле таких кейсов не очень много – просто они, как правило, довольно громкие. Расторгать продюсерский договор не самое благодарное занятие. Начнем с того, что мы понимаем под «продюсерским договором». Речь идет, как правило, о так называемом договоре «360 градусов», который заключается между артистом и лицом или организацией, которая выступает в роли организатора проекта и инвестора. Договор достаточно комплексный, охватывает различные вопросы взаимоотношений артиста и продюсера. Такие договоры могут располагаться на 20-40 страницах и подписываются на 5-7 лет. Артисты в погоне за популярностью редко внимательно читают условия продюсерского договора перед подписанием, а еще реже – нанимают юриста для консультации. Расторгнуть подобный договор сложно. Недавно нам все-таки удалось защитить артиста в суде по такому делу. Но наша победа – скорее исключение.

Я буду задавать некоторые часто встречающиеся вопросы по правовым аспектам от музыкантов и менеджеров. Первый вопрос: почему на цифровых витринах (Apple Music, Яндекс.Музыка) изготовителем фонограммы ℗ часто указан лейбл?

Дарья, вы не представляете, как этот вопрос волнует моего коллегу и друга, Кирилла Марковского. Он постоянно недоумевает от этой практики. Давайте разберемся. является знаком охраны смежных прав. Состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности - , имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. Основное назначение – информирование о том, кто является правообладателем. Если лейблу принадлежит исключительное право на фонограмму / исполнение, то вообще нет вопросов. Но сейчас лейблы и дистрибьюторы чаще получают права на условиях исключительной лицензии (такой договор не является основанием для передачи прав и смены правообладателя - прим. ред.). Но даже в такой ситуации вы все равно можете увидеть на цифровых витринах именно наименование лейбла рядом со значком ℗. Видимо, это просто результат договоренностей с правообладателем. Ведь вполне допустимо изменить и даже удалить информацию о правах при условии получения его согласия. А с другой стороны, на период исключительной лицензии именно лейбл управляет правами и чаще именно к нему нужно обращаться по каким-либо вопросам. Хуже всего, когда музыканты вообще непонятно что указывают.

Лицензионный договор легко расторгнуть?

Это очень зависит от условий договора. Если есть условие об одностороннем отказе от договора, то вы можете расторгнуть. Как правило, при условии уведомления за определенный срок. Но если таких условий нет, а лицензиат (то есть тот, кому предоставили права пользования) выполняет все свои обязательства, то это будет сделать сложно.

Про регистрацию авторских прав на произведение мы поговорили. А можно ли зарегистрировать смежные права на фонограмму?

Да, тут примерно такой же подход, как и с авторскими. А что касается получения прав, то можно посоветовать заключать договоры со студиями / звукоинженерами, в которых четко определено, что вы выступаете заказчиками и инициаторами записи.

Нужно ли сессионному музыканту отстаивать принадлежащие ему права на исполнения, вошедшие в финальную запись?

Как правило, сессионные музыканты не подписывают никаких договоров и работают за гонорар. Но я считаю, что права сессионщиков отстаивать нужно, так как помимо гонорара (единовременного платежа) они могут претендовать на вознаграждения, собираемые Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российским союзом правообладателей (РСП). В реестре этих обществ по коллективному управлению правами (ОКУПов) вы редко встретите музыкантов. Чаще там числятся только вокалисты и изготовители фонограмм. Недавно ко мне обратился сессионный музыкант по поводу защиты его прав. И мы пришли к тому, что перед записью артист подписывает с сессионным музыкантом документ.

Правда ли, что заключать договор с РАО нет никакого смысла?

Если говорить о коллективном управлении, мое мнение заключается в том, что система работает неэффективно. Но это не значит, что взаимодействовать с РАО не нужно. Это делать нужно, самостоятельно или через представителей. Иначе все ваши вознаграждения так и останутся в черном ящике. Проблема рынка в том, что среди ОКУПов нет конкуренции. Таких же организаций как РАО должно быть несколько - штук 5-6. Стриминговых сервисов же много, и они борются за клиентов. Я думаю, что основой коллективного управления являются: конкуренция, технологии, контроль со стороны государственных органов. Либо нужно менять систему полностью.

Если музыкант хочет записать кавер на существующее произведение, не используя при этом существующую фонограмму, и выложить в Интернет, что и с кем нужно подписать? И нужно ли?

По-хорошему нужно заключить договор с правообладателем. То есть это могут быть как авторы или их наследники напрямую, так и издательства. В России лейблы часто тоже выполняют функции издательства. Надо подписать лицензионный договор. Конечно, далеко не все «каверщики» заключают лицензию, но она совершенно точно нужна. Особенно, если создатель кавера собирается его монетизировать.

За юридической консультацией обращайтесь к Алексею в Телеграм:

+7 905 518 85 25

Алексей в Facebook

«Что почитать?» - рекомендации от Music Date:

· Часть 4 Гражданского кодекса РФ

· Ликбез по авторскому праву. Часть первая. Кто такие автор и исполнитель с точки зрения закона

· Ликбез по авторскому праву. Часть вторая. Лицензирование и взаимодействие с РАО. Что делать, если ваши права нарушены

Подписывайтесь на канал, пишите комментарии и не пренебрегайте услугами юристов!

P.S. Если у вас есть вопросы по статье, пишите в комментариях - с удовольствием ответим.

Интервьюер: Дарья Кулик

© Music Date. Let's go out and grab some music!