Найти в Дзене

Танк "Кристи" далекий предок танка "Т-34".

Танк "Кристи М.1931". Из люка башни выглядывает Джон Уолтер Кристи.
Танк "Кристи М.1931". Из люка башни выглядывает Джон Уолтер Кристи.

Советский танк "Т-34" конструктивно являлся продолжением развития советских колесно-гусеничных танков серии "БТ". В то же время танк "БТ" сделан на основе колесно-гусеничного шасси танка американского изобретателя Джона Уолтера Кристи.

Прежде чем заняться конструированием танков, Джон Кристи проявил себя в конструировании гоночных машин и личным участием в соревнованиях. Начав с 30-сильной машины, Джон Кристи уже в 1904 г. довел мощность своей третьей машины до 120 л. с. Машина развивала скорость до 160 км/ч. Главной особенностью его переднеприводных машин был поперечно расположенный двигатель, с прямой передачей от коленвала на колеса.

Сделав на гоночных машинах имя и деньги, изобретатель Джон Кристи занялся конструированием пожарных машин, а с началом Первой Мировой войны заинтересовался военной техникой.

Джон Уолтер Кристи. ( 1865-1944 гг.).
Джон Уолтер Кристи. ( 1865-1944 гг.).
Гоночная машина Джона Кристи. За рулем сам изобретатель.
Гоночная машина Джона Кристи. За рулем сам изобретатель.

1906.
1906.
Гоночная машина Кристи. Хорошо видно поперечное расположение двигателя.
Гоночная машина Кристи. Хорошо видно поперечное расположение двигателя.

Первым танком разработанным Джоном Кристи был "М.1919". Главной особенностью танка был колесно-гусеничный ход. По хорошим дорогам танк передвигался на колесах, при встрече с распутицей на колеса одевали гусеницы. При колесном ходе поворот танка осуществлялся по автомобильному - поворотом передних колес. При гусеничном ходе поворот танка осуществлялся отключением одного из задних ведущих колес посредством главного фрикциона. Мощность двигателя составляла 120 л. с. Скорость хода на колесах 20 км/ч , на гусеницах 10 км/ч. Вооружение танка "М.1919" состояло из 57 мм пушки и пулемета. Толщина бронирования: лоб 25 мм, борта по 12 мм.

Первый танк Джона Кристи испытывался в 1919 г. и провалил испытания. Однако военные признали что многочисленные недостатки конструкции, в принципе решаемы и согласились работать с Джоном Кристи дальше.

-6

Танк Кристи 1919 г.
Танк Кристи 1919 г.
-8
Танк Кристи "М.1919".
Танк Кристи "М.1919".

Кристи полностью переработал конструкцию. Полностью была переделана подвеска, пружины были убраны внутрь корпуса. Ввели заднюю ведущую звездочку и передний ленивец. Внутрь корпуса поставили авиационный 300-сильный мотор. Вооружение пока просто установили в лобовом листе.

На испытаниях 1928 г. машина развила 120 км/ч на колесах и 60 км/ч на гусеницах. Но военные опять предъявили массу претензий, а вот кавалеристам танк понравился. В общем танк согласились принять на вооружение, если изобретатель еще хорошенько поработает с конструкцией.

Шасси танка Кристи "М.1928"
Шасси танка Кристи "М.1928"

Танк "М.1928" с пушечным вооружением в лобовой броне.
Танк "М.1928" с пушечным вооружением в лобовой броне.

Джон Кристи со своими инженерами возле  танка "М.1928".
Джон Кристи со своими инженерами возле танка "М.1928".

Изготовление танка "М.1928" . Видны пружины подвеска .
Изготовление танка "М.1928" . Видны пружины подвеска .
Место водителч танка "М.1928".
Место водителч танка "М.1928".
Место водителя танка "М.1928".
Место водителя танка "М.1928".

Танк "М.1928" на показе высшим чинам государства.
Танк "М.1928" на показе высшим чинам государства.

На испытаниях 1929 г. Один пулемет в лобовом листе и один вверху. Вариант для кавалерийских частей.
На испытаниях 1929 г. Один пулемет в лобовом листе и один вверху. Вариант для кавалерийских частей.

Кавалерийский танк "М.1928".
Кавалерийский танк "М.1928".

Новая модель появилась в 1931 г. Теперь это был полноценный танк с 37 мм пушкой во вращающейся башне. Была увеличена толщина бронирования до 19 мм. Военные США заказали всего семь машин и на этом дело застопорилось.

Джона Кристи от финансового краха спас интерес, проявленный к его детищу другими странами. Колесно-гусеничной машиной заитересовались Польша, СССР, Великобритания и Франция.

Колесно-гусеничный танк "М.1931".
Колесно-гусеничный танк "М.1931".

"М.1931" на испытаниях  в американской армии.
"М.1931" на испытаниях в американской армии.

1931 г.
1931 г.
1935 г
1935 г

В американской армии.
В американской армии.

Схема подвески танка .
Схема подвески танка .
Испытания  танка Кристи в СССР.
Испытания танка Кристи в СССР.
-26

Испытания танка Кристи в Великобритании.
Испытания танка Кристи в Великобритании.
Испытания танка Кристи во Франции.
Испытания танка Кристи во Франции.
Венец развития колесно-гусеничного танка "М. 1931". в конце 30-х гг.
Венец развития колесно-гусеничного танка "М. 1931". в конце 30-х гг.

Фотографии взяты из открытых источников.

Спасибо за внимание. До встречи.