Найти тему
"Путешественник во Времени"

"Я начал воевать кузнецом в артиллерии..."

Мой дед начинал воевать кузнецом в артиллерии... Была тогда такая, забытая сегодня, военная профессия.

В центре мой дед - гвардии рядовой Савостин Иван Григорьевич (1913-1980)
В центре мой дед - гвардии рядовой Савостин Иван Григорьевич (1913-1980)

На войну он попал из тюрьмы, где отбывал срок за аварию - был водителем. Поскольку обошлось без жертв, и в действиях деда не нашли умысла, то он получил относительно небольшой срок по общеуголовной статье.

Дед рассказывал, что в 1942 заключенных, среди которых был и он, построили, и начали опрашивать, кто какой специальностью владеет. Он назвался кузнецом - была у него и такая профессия, - у него даже прозвище было "Железный", которое он получил, когда работал кузнецом в деревне. Ему приказали выйти из строя. С какими другими специальностями отбирали еще, он не рассказывал.

Сегодня многие знают, что во время Второй мировой и Красная армия, и гитлеровские войска широко использовали конную тягу в артиллерии, а также при транспортировке раненных и различных грузов. А копыта коней надо подковывать подковами. Для этого и нужны кузнецы, которые были в каждой батарее на конной тяге.

Дед попал в тяжелую гаубичную батарею 139 гв. артполка 69 гв. дивизии. Но сначала он назывался 1033-м артиллерийским полком 120-й стрелковой дивизии.

Дед рассказывал, что у него была походная кузнеца, которая перевозилась в отдельной повозке.

Я пытался найти документы военных и предвоенных лет, где бы говорилось об армейских кузнецах и их оснащении, но удалось обнаружить только несколько фотографий времен Крымской, Первой мировой, и одну - Второй мировой, относящуюся к гитлеровской армии. Размещать их здесь я не захотел, потому что заметка-то про кузнецов в Красной армии.

Жаль, конечно, что материалов об этом нет, потому что про гитлеровских армейских кузнецов даже в немецкоязычной Википедии довольно много написано, а про наших - ничего.

Хотя армейский кузнец - не самая героическая воинская профессия. Вот и дед ничего геройского об этом не рассказывал. Разве что о том, как он из кузнецов попал обратно в шоферы...

Это было во время Курской битвы. Батарея двигалась по дороге, вдоль которой стояло много брошенной гитлеровской техники, в том числе автомобили. Деду захотелось проехаться на немецкой машине, и он привязал кобылку, которая тянула его походно-полевую кузнецу, к впереди идущей повозке, а сам, осмотрев понравившийся немецкий грузовик на предмет того, не заминирован ли, забрался в его кабину, завел и поехал на нем рядом с дорогой по полю. Но не долго. Потому что вскоре его вызвал комбат:

- Так ты машину водить можешь! Переоденешься в немецкую форму и поедешь на немецком грузовике разведаешь, что впереди в лощине, а то там какая-то пехота, то ли наша, то ли немецкая.

Дед переоделся и поехал. Едет через лощину, а там немцы лежал. Но его никто останавливать не стал. Он проехал лощину, вылез из машины, и по пластунски подполз к своим. А когда полз мимо немцев, то увидел, что они, вроде, убитые. Подергал одного за сапог - не двигается. Ну тут у него эйфория, как я понял, наступила. Со мной такое тоже бывает после того, как серьезная опасность минует. А он там еще где-то бутылку коньяка нашел. Да там еще немецкая пушка под руку подвернулась. Ну он из нее пальнул от полноты чувств...

В общем, приказ выполнил - разведку провел, но награждать его за это не стали. А из кузнецов перевели в водители. А уж там он и тонул при форсировании Днепра, и был тяжело ранен в боях под венгерским Секешфехерваром. Победу встретил в госпитале, а после демобилизации вернулся домой, и до пенсии работал шофером на грузовых машинах.

Следите за моими публикациями на ДЗЕН-канале "Путешественник во Времени"

Мой телеграмм-канал