Кризис в образовании затронул уже все страны мира. Из-за стресса, низкой заработной платы, неуважения и чрезмерных нагрузок педагоги все чаще думают об увольнении. Насколько это явление стало масштабным, рассмотрим на примере США, Великобритании, Австралии, Чили, Венесуэлы и Мексики.
Кризис в США
Разочарованные уровнем дохода, социальным статусом, постоянными проблемами с финансированием, нарастающим стрессом, избыточными требованиями и нагрузками, а также отношением общества, половина учителей государственных школ в США рассматривают возможность ухода из профессии. Согласно исследованию Phi Delta Kappa (PDK), основными причинами таких настроений являются недовольство управлением школьной дисциплиной (60%); низкий уровень зарплаты (22%); стресс, утомление или давление руководства и родителей (19%); отсутствие уважительного отношения (10%).
Кроме того, учителя чувствуют, что общество постоянно ставит перед ними новые задачи, далеко выходящие за пределы школьного класса. Самый яркий пример – это требования родителей к педагогам заставить детей учиться.
В своем опросе PDK упоминает о том, что родители считают необходимым наличие в государственных школах дополнительных курсов или предметов, помогающих ученикам получать прикладные знания, а в качестве факультативов, например, изучать религию или техники медитации. На практике подобные ожидания еще больше усиливают давление на педагогов.
Компания Yahoo в 2019 году опросила более 50 уволившихся учителей в Соединенных Штатах, чтобы выяснить, что стало причиной их ухода.
Один из респондентов отметил, что работа перестала фокусироваться на самом обучении, вместо этого педагоги занимаются не связанной с образованием детей деятельностью, например, сбором и анализом данных об успеваемости учеников. Еще одним фактором становится постоянное переутомление педагогов.
Работа по 70 часов в неделю в течение многих лет привела к тому, что мое здоровье подорвано, а семейная жизнь начала разрушаться,
- рассказал один из участников опроса.
Об этом говорят многие учителя. Например, одна из преподавателей испанского добавляет, что ее коллеги чувствуют себя подавленными, поскольку обучение превратилось в бремя.
Все стало очень плохо, − заключает учитель.
Усталость и разочарование в профессии уже выплескиваются за пределы педагогического сообщества. Большинство родителей на вопрос, хотят ли они, чтобы их дети стали учителями, отвечают отрицательно.
В современном мире все сложнее быть педагогом. Интерес к тому, чтобы побуждать других выбрать эту профессию, заметно снизился. В образовании столько усталости и разочарования, что сами учителя не хотят, чтобы их дети последовали примеру родителей, − отметила Джоан Ричардсон, руководитель исследования PDK.
По данным Министерства труда США, в 2018 году зафиксировано наибольшее число увольнений педагогов за последние 17 лет – около миллиона работников сферы образования покинули свои рабочие места. Больше всего беспокоит то, что это число и дальше будет расти, если ничего не изменится. И тут важно понимать, что эта ситуация характерна не только для США, аналогичные процессы происходят во всем мире.
Кризис в Великобритании
Опрос, проведенный Министерством образования Великобритании в 2019 году, показал, что около 40% учителей готовы уволиться в следующие пять лет, а каждый пятый опрошенный (около 18%) сообщил, что не видит себя педагогом в ближайшие два года. Из 8600 респондентов большинство причиной такого решения назвали чрезмерную нагрузку и постоянно возрастающую ответственность.
Примерно такая же ситуация складывается среди руководителей и обслуживающего персонала образовательных организаций.
Другое исследование, проведенное Национальным союзом образования Великобритании (EF) в том же году, показало, что 26% учителей с опытом работы менее пяти лет хотят покинуть школу к 2024 году. В чем же причина? Более половины из них (62%) назвали таковой рабочую нагрузку, а 40% − уровень ответственности.
Кризис в Австралии
Молодые австралийские учителя приходят в школу с высокими ожиданиями, но, согласно опросу Квинслендского педагогического колледжа, от 30% до 50% педагогов покидают профессию в течение первых пяти лет. Они уходят из школы из-за нехватки времени на личную жизнь, чрезмерной рабочей нагрузки, высокого уровня стресса.
Многие педагоги говорят, что чувствуют давление, связанное с необходимостью соответствовать требованиям Национальной программы оценки грамотности и знания арифметики (NAPLAN), но боятся признаваться в этом.
Аналогичные факторы влияют и на других работников образовательных организаций – от стресса страдают и директора школ. Для них одной из самых серьезных проблем являются взаимоотношения с родителями, поведение которых часто переходят разумные границы. При этом 44% директоров вообще заявили, что им угрожали насилием.
Кризис в Чили
По словам Хуана Пабло Валенсуэла, специалиста Центра перспективных исследований в области образования при Университете Чили (CIAE), около 40% учителей покидают профессию в течение первых пяти лет работы в школе (включая тех, кто преподает в частных образовательных организациях). В ходе исследования Валенсуэла установил, что из педагогов, которые начали работать в 2000 году, 22% к 2002 году уже ушли из школы. К 2009 году этот показатель возрос до 56%. И это число только увеличивается. Из учителей, которые приступили к работе в 2004 году, 23% оставили профессию уже к 2006-му. Треть педагогов, которые начали работать в 2007 году, уволились в течение следующих двух лет. Такая ситуация объясняется плохими условиями труда и эмоциональным выгоранием.
Кризис в Венесуэле
Венесуэла переживает кризис во всех секторах экономики и общественной жизни страны, который оказал заметное влияние как на всю сферу образования, так и непосредственно на профессию педагога. С 2017 года в течение двух лет, как и в Чили, 40% венесуэльских учителей приняли решение уволиться. Основными причинами этого стали низкая заработная плата, неуважение со стороны учеников и родителей (низкий статус профессии педагога), а также плохие условия труда (отсутствие пакета социальной защиты и медицинской страховки).
Те же причины вынудили около 50% учителей эмигрировать, что вместе с общим кризисом в Венесуэле привело к краху системы образования.
Чтобы исправить ситуацию, правительство решило привлечь в школу «экспресс-учителей», которыми могут стать студенты, прошедшие специальные 450-часовые курсы. В свою очередь, такая мера совсем не добавила оптимизма продолжающим работать педагогам.
Кризис в Мексике
В отличие от других стран, в Мексике проблема не в том, что учителя уходят из школы, а в том, что к 2023 году их будет недостаточно. Согласно данным Национального института оценки образования, в 2018 году более 61 тысячи учителей вышли на пенсию или уволились. К 2023 году это число вырастет до 160 тысяч.
Согласно данным из доклада «Учителя в Мексике» (2015 г.), через три года количество вакансий педагогов начальной школы составит около 79 тысяч, а средней – чуть более 52 тысяч. Таким образом, возникнет серьезная проблема нехватки учителей. Усугубляет ситуацию и то, что количество учителей-стажеров в последние годы не превышало девяти тысяч человек в год.
Вместо заключения
Профессия учителя дискредитирована, а потому молодежь не готова посвящать ей свою жизнь. Одной из причин является низкая заработная плата. Если эта тенденция сохранится, в будущем будет все сложнее находить новых педагогов, школьники не смогут получать хорошее образование, что неизменно отразится на всех сферах жизни.
С аналогичными проблемами сталкиваются практически все страны. И везде учителя стремятся к очень простым вещам: конкурентоспособная заработная плата, возможности для личностного роста, улучшение условий труда, меньшее количество отчетов и психологическая поддержка.
По материалам статьи Crisis in Education: Teachers are Leaving the Classrooms (Observatory of Educational Innovation)
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.