Найти тему

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ: ювелирные таланты кардинала Мазарини, улыбка маркизы Помпадур и «кушоны старых шахт».

Всем привет Уважаемые соучастники, продолжаю серию постов про истории огранки.

Новые тропы открывает лишь тот,
кто готов заблудиться.
Жан Ростан
Брошь, носимая на корсаже, Викторианская эпоха, 1860-ые годы. Серебро, золото и бриллианты в «огранке старых шахт» и Single cut
.
Брошь, носимая на корсаже, Викторианская эпоха, 1860-ые годы. Серебро, золото и бриллианты в «огранке старых шахт» и Single cut .

В XVII-XVIII веках появилось новое представление о том, как должен выглядеть бриллиант. Свечное освещение заливало залы, в которых устраивались званные вечера в эпоху Барокко. Парад света требовал больше сверкающих украшений, чего-то, что смогло бы дополнить ограненные «розой» камни и согласованно войти в общую атмосферу роскошной пышности архитектуры, убранств и фасонов.

Брошь 1860-х годов, бриллианты различных огранок: «роза», «кушон старых шахт», «груша» и ряд других
.
Брошь 1860-х годов, бриллианты различных огранок: «роза», «кушон старых шахт», «груша» и ряд других .

Множество работ посвящено истории появления бриллиантов новых форм: с начала XIXвека различными историками опубликовано большое количество обзоров на эту тему. Наиболее часто при этом упоминались имена Vicenzio Peruzzi и кардинала Джулио Мазарини (Jules Mazarin). Принято считать, что Vicenzio – венецианский огранщик, создавший первый, близкий к современному виду бриллиантовый дизайн, который стал еще одной разновидностью «огранки с площадкой». Знаменитому кардиналу также приписывают авторство новой формы.

-3

Два этих «факта» часто повторялись во всевозможных статьях и дискуссиях на тему истории бриллианта, и стали таким образом широко распространенными. Был ли кардинал Мазарини дизайнером бриллианта особого типа – предположение еще только ожидающее подтверждения. Единственная вещь, которую знают наверняка, что именно он заказал повторную огранку в новом дизайне для двенадцати крупных камней из французской короны.

Брошь из золота и серебра с кремовой жемчужиной, бриллиантами в огранке «кушон старых шахт» и «роза» (суммарный вес драгоценных камней 3,20 карата), 1890-ые годы
.
Брошь из золота и серебра с кремовой жемчужиной, бриллиантами в огранке «кушон старых шахт» и «роза» (суммарный вес драгоценных камней 3,20 карата), 1890-ые годы .

С Peruzzi доказательства продвинулись всего на один шаг дальше. В 1813 году французский ювелир Clairв своей работе «La Science des Pierres Précieuses» упомянул имя Peruzziкак человека, изобретшего новую форму бриллианта в 1680 году. С тех пор несколько историков пытались найти иные свидетельства в пользу этого факта, но безуспешно. Более того, данные о том, что огранщик по имени Vicenzio Peruzzi когда-либо жил, также не сохранились.

Реконструкция приписываемой Vicenzio Peruzzi формы
Реконструкция приписываемой Vicenzio Peruzzi формы

В 1750 году David Jeffries, английский ювелир и продавец драгоценных камней, завершил свой труд «Treatise on Diamonds and Pearls», в котором обучал читателей тому, как отличить хороший бриллиант от дурного. К великому сожалению, о происхождении нового дизайна в книге нет ни слова. Известно, что к моменту написания работы бриллианты подобной огранки существовали уже около 50 лет, следовательно, можно предположить, что за этот срок новая форма получила развитие и была усовершенствована. К слову, старые «огранки с площадкой» и «заостренные огранки» не были забыты и также продолжали использоваться в плоть до начала XVIII века.

Брошь из золота и серебра середины XIX столетия: бриллианты  грушевидной, «кушон старых шахт» и других форм общей массой 11,80 карат
.
Брошь из золота и серебра середины XIX столетия: бриллианты грушевидной, «кушон старых шахт» и других форм общей массой 11,80 карат .

Скругленные, овальные и другой формы бриллианты, ограняемые в те времена не были стандартизированы: их создание по-прежнему большей частью диктовалось формой алмазного сырья. Jeffries описывает квадратные бриллианты с основными углами в 45° в короне и в павильоне. Грани площадки не октагональны, как у приписываемой Peruzzi формы, а демонстрируют четырехстороннюю симметрию. Фасеты павильона коротки, а сам рундист тонок, но все же не уподобляется лезвию ножа по толщине, чтобы избежать выщерблин. Кроме того, упоминается грань калетты и регламентируется ее размер. Описание David Jeffries стало первой попыткой стандартизации бриллиантового дизайна, чем-то, что помогло успешным модификациям в последующие годы.

Бриллиант «Раджа» в огранке «кушон старых шахт», массой 26,14 карат принадлежал Mrs Mary Jane Sexton Morgan в 1885 году
.
Бриллиант «Раджа» в огранке «кушон старых шахт», массой 26,14 карат принадлежал Mrs Mary Jane Sexton Morgan в 1885 году .

В XVIII-XIX века целью огранщиков стало создание симметричного в целом камня, однако требования к формированию одинаковых граней все еще были редки. Создание идеально симметричной внешней формы вынуждало удалять слишком много сырьевого материала. Так как вес всегда был решающим фактором, определяющим цену бриллианта, то огранщики пытались сохранить настолько много ценной массы, насколько это возможно. Этим и объясняются доминирующие квадратные формы бриллиантов того периода. Раскалывание выполнялось вручную: оно занимало много времени и было серьезным испытанием для умений мастера.

Серьги XIX века, с бриллиантами в «огранке старых шахт»
.
Серьги XIX века, с бриллиантами в «огранке старых шахт» .

Термин «огранка старых шахт» (вариация: «кушоны старых шахт») принято использовать для обозначения бриллиантов второй половины XVIIIи большей части XIX века. Название родилось в конце XIX века и употребляется до сих пор.

-9

Эра переделки старых огранок началась. Рост популярности форм нового типа совпал с истощением индийских алмазных копей в XVIII веке. Отсутствие поступления сырья извне заставило обратить внимание на старые камни: бриллианты «огранок с площадкой» или заостренной формы стали получать новую жизнь в новом обличье. Именно тогда множество старых «огранок с площадкой» полностью лишилось своих углов, или углы их были частично скруглены, что придавало камням форму, напоминающую современный кушон.

Камни делались с различными вариациями граней, но всегда с небольшой площадкой, высокой короной и крупной калеттой. Хотя создание высокой короны и придает камню красивую форму, но отнимает слишком много веса в каратах. В связи с чем некогда ценный элемент в настоящее время рассматривается скорее в негативном ключе.

«Кушоны старых шахт» по сути создавали вручную, механизированные способы огранки и пиления еще не были изобретены, именно поэтому старинные бриллианты всегда будут менее белыми и сверкающими, чем современные образцы.

Брошь 1855 года «Feuilles de groseillier», созданная Alfred Bapst, принадлежала императрице Франции Евгении. Бриллианты «кушоны старых шахт» обрамлены оправой из серебра и золота.
Брошь 1855 года «Feuilles de groseillier», созданная Alfred Bapst, принадлежала императрице Франции Евгении. Бриллианты «кушоны старых шахт» обрамлены оправой из серебра и золота.

Другие типы огранок, такие как «маркиз», стали вариациями бриллиантовой огранки для тех, кто хотел иную, особенную форму камня.

«Маркиз» или Navette(от латинского «navalis», в форме лодки) можно проследить до Парижа 1745 года. Внешне камень представляет собой модификацию эллипса, заостренного с двух сторон. История формы восходит к Людовику XV, который заказал новый вид бриллианта для своей фаворитки мадам Помпадур. В 1745 году ей был дарован титул маркизы, и огранка получила созвучное титулу название. Исторический анекдот гласит, что король заказал бриллиант, который должен был напоминать форму рта любимой фаворитки.

Колье из серебра с бриллиантами различных огранок: «маркиз», «груша» и иных, созданное в конце XVIII – начале XIX века
.
Колье из серебра с бриллиантами различных огранок: «маркиз», «груша» и иных, созданное в конце XVIII – начале XIX века .

Старые «маркизы» имели более широкие главные грани павильона, низкие скошенные фасеты короны, которые направляли третью часть света в калетту. Открытая калетта сохраняла свои позиции до 1930-х годов, когда она начала трансформироваться в закрытую форму. Исключения из общих правил – старые «маркизы» с закрытой калеттой – также существуют. Описанные выше преображения – лишь общая тенденция изменения дизайна.

Знаменитыми примерами других вариаций форм бриллиантов того времени могут стать Wittelsbach и Grand Sancy. Wittelsbach (50 необычно расположенных фасет, масса 35,56 карат, изумительная прозрачность, насыщенный голубой цвет) был впервые отмечен в 1664 году. Камень принадлежал Филиппу IV, королю Испании.

-12
Grand Sancy – крупнейший бриллиант грушевидной формы из коллекции кардинала Мазарини (55,23 карата).
Grand Sancy – крупнейший бриллиант грушевидной формы из коллекции кардинала Мазарини (55,23 карата).

Кроме того, по-прежнему встречались сердцеобразные камни, как, например бриллианты Mazarin IV, XVII и XVIII*.

*О них есть упоминание в статье «История огранки: цветение «розы» и кружение бриолетапод биение «сердца».

Брошь 1878 года из серебра и золота с бриллиантами «огранки старых шахт», авторства Louis Octave Boucheron.
Брошь 1878 года из серебра и золота с бриллиантами «огранки старых шахт», авторства Louis Octave Boucheron.

Когда индийские шахты приблизились к истощению, алмазы обнаружили в Бразилии, в районе, названным в след за своими драгоценными залежами Diamantina.

Первые кристаллы находили в аллювиальных залежах в 1725-30 годах, и вскоре постоянные поставки алмазного сырья в Европу стали реальностью. В Бразилии повсеместно организовывались небольшие шахтерские группы, некоторые из которых активно разрабатывали разведанные залежи, другие – искали новые месторождения. Все это привело к тому, что в течение XVIII века мировая потребность в алмазах была удовлетворена как никогда ранее.

Брошь из серебра и золота 1870-х годов, с жемчугом и бриллиантами различных огранок: «кушоны старых шахт», «груша» и Single cut
.
Брошь из серебра и золота 1870-х годов, с жемчугом и бриллиантами различных огранок: «кушоны старых шахт», «груша» и Single cut .

Бразильские залежи содержали так много камней, что цены на бриллианты упали на 30% по сравнению с тем, какими они были в начале эпохи южноамериканских находок. Падение цены и увеличивающаяся доступность сделали бриллианты менее эксклюзивным товаром. Раньше, до середины XVIII столетия, камни приобретались европейской знатью, а теперь они стали доступны более широкой публике. Ограночная индустрия также росла, подпитываемая увеличившимся спросом, бриллиантов в «огранке старых шахт» становилось все больше.

Великолепная парюра середины XIX века, включающая колье, брошь и серьги: представлены различные типы бриллиантовой огранки, в том числе и «кушон старых шахт». Украшение принадлежало принцессе Neslishah Abdel-Moneim
.
Великолепная парюра середины XIX века, включающая колье, брошь и серьги: представлены различные типы бриллиантовой огранки, в том числе и «кушон старых шахт». Украшение принадлежало принцессе Neslishah Abdel-Moneim .

Всем спасибо за внимание.

Другие материалы по теме:

-17