Найти в Дзене
cenzor

Как Marvel стали законодателем жанра ужасов в комиксах?

Оглавление

"Больше не для детей!": как Эл Юинг и Донни Кейтс смогли использовать жанр бади-хоррора в комиксах для подростков.

by Geoff Shaw
by Geoff Shaw

Индустрия комиксов в данный момент дарит огромнейшие возможности, благодаря которым сотни сценаристов и художников могут прикоснуться к уже культовым образам супергероев современности. В особенности мне хочется отметить компанию Marvel, чья издательская политика претерпела колоссальные изменения в положительную сторону после окончательного ухода Акселя Алонсо, проработавшего в компании почти 20 лет.

Пускай большинство будет помнить лишь слабые работы вроде "One More Day" и "Deadpool kills the Marvel Universe", скандальные выходки, редакции известных тайтлов и другое грязное белье, не стоит забывать, что комиксы Marvel и по сей день способны подарить эмоции своим читателям, это уже не говоря о занятных экспериментах вроде "Vision" и... да, кстати об этом.

Говоря об отличных комиксах и их сценаристах, мне бы особенно хотелось выделить главных любимчиков аудитории, ныне являющихся настоящими хэдлайнерами издательства — говорю я, само собой, про Донни Кейтса и Эла Юинга. Что же объединяет этих двух мастодонтов пера, кроме успеха, любви аудитории и баснословных тиражей их работ? Любовь к хоррорам.

Саундтрек "Маяка" все сделает лучше!
Саундтрек "Маяка" все сделает лучше!

1-го апреля Кейтс уведомил фанатов в своем твиттер-аккаунте, что также продолжает работать над сценарием второго сюжета серии "Thor" вместе с Ником Клэйном — художником первых шести выпусков онгоинга.

Но важно нам не это, а то, что новый арк под названием "Добыча" будет больше хоррорным, нежели классическим супергеройским. И учитывая опыт работ Донни в этом направлении, нам стоит ожидать смеси "Alien", "The Thing" и прочих эталонных представителей бади-хоррора.

Отличительной чертой бади-хоррора в сравнении со слэшерами является характерный мотив человеческого тела и органических превращений, из-за чего произведения жанра изобилуют сценами трансформаций и самых невообразимых болезней с мутациями, способных вызвать неподдельное отвращение на инстинктивном уровне.

Звучит знакомо, да? Потому что вышеназванные мотивы уже встречались вам ранее в главных сериях издательства прошлого года: "Immortal Hulk" и "Absolute Carnage" от упомянутых ранее Юинга и Кейтса.

Immortal Hulk

by Alex Ross
by Alex Ross

Одна из главных (если и вовсе не главная) серий Marvel, написанная Элом Юингом и нарисованная Джо Беннеттом. Онгоинг насчитывает уже более 30 выпусков и продолжается до сих пор, пока тиражи свежих номеров все время исчезают с воображаемых прилавков интернет-магазинов. И это, на самом деле, удивительно — что лучший комикс издательства за несколько последних лет является сюрреалистическим триллером с местами крайне отвращающими элементами бади-хоррора. "Marvel же для детей", да?

В чем же дело? Если раньше хоррор-комиксы считались более авторскими продуктами, рассчитанными на небольшую целевую аудиторию, то отныне подобные серии набирают все большую популярность за счет взрослости мотивов и посыла при общей легкости восприятия сюжета и интригующих деталей, разбросанных в течение всей истории.

Проще говоря, то, что раньше воспринималось как "основа конструкции" теперь используют как "инструмент" для рассказа иных историй. Данное течение особенно хорошо чувствуется в формате кино-релизов, где уже набившие оскомину сиквелы классических слэшеров сменили ужастики нового поколения — простые и многогранные, с чудищами-аллегориями, метафорами смерти и куда более пугающими посылами. За примерами и идти далеко не надо — вспомнить те же "Hereditary", "Get Out" и "mother!".

by Joe Bennett
by Joe Bennett

Таким образом, мы можем наглядно видеть, как визуальные приемы серии и общая жестокость происходящего синергируют с нарративом, создавая тем самым запоминающуюся атмосферу примитивного ужаса, животного страха и маниакального безумия. При том, что сюжетно комикс все также представляет собой что-то большее, нежели "ужас ради ужаса"; основные события онгоинга интригуют и будоражат умы тысяч людей в мире, когда как неподготовленный читатель может и вовсе не увидеть занятных идей и концепции "green door" за насыщенностью экшеном и динамикой истории.

И все это происходит в максимально камерной и отгородившейся от иных тайтлов издательства серии, где убийства, смерть и расчленение главного героя со временем становятся нормой для повествования. Факт подобной камерности и ограниченности, благодаря которым и можно рассказывать обособленные от вселенной сюжеты, поданных через призму искаженной реальности и сюрреалистических трагедий, является самым настоящим и главным доказательством того, что авторские концепты все еще способны выстрелить даже в рамках корпоративных релизов.

Absolute Carnage

by Kyle Hotz
by Kyle Hotz

Другой представитель хоррора в издательстве Marvel — онгоинг "Черной Смерти" от Донни Кейтса. Казалось бы, его серия является куда как более "попсовой" и легкой для восприятия массового читателя, но не все так уж просто.

Акцентировать свое внимание я хочу на Карнаже — главном антагонисте серии Венома, а также идейном противнике и некогда приемнике злодея из "Человека-Паука". Как по мне, именно Кэсседи стал тем самым ужасом и несчастьем, с которым главный герой в лице Брока и пытается бороться уже который год подряд. А он немало повидал, если покопаться в этом.

Так уж получилось, что по ходу сюжета "Absolute Carnage" Клетус, говоря начистоту, вырезает всех бывших носителей симбиотов для достижения собственной безумной цели — воскрешения Бога Симбиотов под именем Кнулл. Именно его нынче зачастую "форсят" как самого главного злодея и противника Эдди, тем самым сводя на нет все действия Клетуса, что, как я считаю, в корне неверно.

Как минимум по одной простой причине — Карнаж убивает.

by Ryan Stegman
by Ryan Stegman

Не много, честно говоря. Но дело в том как он это делает. Пока супергерои вроде Капитана Америка, Человека-Паука и Тора стараются сохранить как можно больше жизней во время противостояний, Карнаж, напротив, готов хладнокровно вырезать всех на своем пути: от массовки в лице горожан и полиции до героев вроде Алехандры Джонс (Призрачного Гонщика).

И именно этот контраст создает тот непередаваемый трепет и страх при одном лишь упоминании и виде маньяка, расчленяющего ради веселья. Ведь, серьезно, не будь у Клетуса способностей — он бы продолжил это делать, разве что только собственными руками. Видеть злодея, готового пожертвовать всеми ради голоса в голове, получающего неподдельное и умиротворяющее наслаждение от убийства и считающего, что подобным образом он "освобождает людей" — невероятно страшно. Особенно когда он не просто рядовой психопат, но человек, обладающий способностями и не брезгующий их применить в любой момент.

Особенно страшно, когда это в сюжете про супергероев, к которым мы уже привыкли, чьи сомнения и страхи трудно не понять. Опять же, просто ужас на уровне инстинктов, паника не за чужие жизни, но за собственную. Факт демонстрации ущемленных и запуганных героев, как мне кажется, именно та вещь, которая приковывала внимание к сюжету на протяжении четырех номеров серии. Другое дело, что для финала протагонисту было попросту необходимо собраться с силами и победить зло — отсюда и диссонанс, как мне кажется, вызванный слишком легкой победой после стольких потерь и драмы человека, единственным смыслом жизни которого был сын.

Говоря простым языком, маньяки и убийцы — страшное явление само по себе. Но когда подобные личности имеют силы, способные победить кого угодно, в том числе икон и героев твоего детства — вот это внушает самый настоящий животный ужас.

by Joshua Cassara
by Joshua Cassara

Подытоживая

Смотря на вышеперечисленные работы мне кажется, что в мире комиксов совсем скоро грядет свой локальный ренессанс жанра ужасов, способный и былые невостребованные идеи возродить, и свежую кровь в лице новых талантливых авторов привлечь, и массовому читателю напомнить про тех же Джо Хилла или Скотта Снайдера, утилизирующих некогда банальные и смехотворные сюжетные тропы и жанровые клише в нечто годное.

Разумеется, везде найдутся бездари, прыгающие на "актуальные мотивы", вроде того же Каллена Банна, чьи работы как раз таки и являются безумно клишированными и неумелыми хоррорами от человека, осведомленного в жанре на самом поверхностном уровне. Однако лучше так, чем никак.

В любом случае, я (надеюсь, как и вы) продолжу поддерживать подобные проекты деньгами и впредь, пока у нас есть возможность лицезреть самый настоящий ужастик с Халком и Веномом от одних из лучших авторов этого и прошлого десятилетий.

by Alex Ross
by Alex Ross
Дабы не пропустить новые тексты советую подписаться на мою группу в ВК, в которой, помимо статей, вы можете познакомиться с индустрией комиксов поближе.