Сейчас куча статей, семинаров, роликов про «Выживание бизнеса в кризис».
Авторы дают советы, как экономить, пересмотреть свои бизнес-процессы, куда вложить, откуда вывести и т.д. Возникает вопрос: неужели предприниматели не делают это ежедневно и ежечасно и без всяких кризисов?
Мне кажется, тут идет подмена понятий. Есть наемные работники, которые работают по устоявшимся, «удобным» процессам, и только распоряжение владельца бизнеса вынуждают их что-то менять или оптимизировать. А значит, напрашивается вывод: неважно есть кризис или нет, вы должны четко понимать, как в реальности работают у вас процессы, и насколько люди вкладываются в свою работу, а не создают видимость. Но это тема совсем другой статьи.
Никто не отрицает, что бизнес переживает не лучшие времена. Кому-то не хватило информации, опыта, или сфера бизнеса оказалась уязвимой перед введенным карантином. Но любой кризис проходит, и вы должны быть подготовлен к «отскоку», когда резко увеличится спрос на ваши товары и услуги. Конечно, никто не обещает, что «вы полностью окупите свой вынужденный простой», но важно быть готовым! Иначе, ваше место в нише займет кто-то другой!
Не ведитесь на волшебные пилюли! Воспринимайте кризис как очередное испытание ваших намерений, решений и терпения. Используйте время для анализа и понимания, как сделать свой бизнес более гибким. Нужен ли вам такой штат сотрудников? Или можно часть процессов передать на аутсорсинг? Например, у вас есть менеджеры по продажам. Просчитайте, сколько стоит их обучение, поддержка, контроль качества работы? Сколько человек за это отвечает, какая у них зарплата и всегда ли они дают лучшие решения?
Вообще, материала для раздумий много: насколько надежными оказались ваши партнеры, все ли доступные инструменты вы задействуете в своих бизнес-процессах, правильно ли вы рассчитываете ваши долговые обязательства, насколько слажена ваша команда, проявляет ли к вам лояльность ваш банк и т.д.
Безусловно, не нужно все резко менять. Кризис – время анализа, а значит, оптимальное решение найдется. Сложные времена бывают и без кризисов, а вот умение не поддаваться панике, а пошагово справляться с трудностями – это отличное качество, которое обеспечит процветание вашему бизнесу в любых условиях.