Strelka Mag взяла интервью у Галины Балашовой — архитектора, дизайнера и художницы, которая разрабатывала интерьеры первых советских космических кораблей. Мы собрали самые интересные факты из него.
Почитайте похожую интересную статью: 📽 5 крутых фактов об операторе, который первым снимал Гагарина и ядерный взрыв.
Как стать дизайнером космических кораблей?
После архитектурного университета Галина Балашова пошла работать в отдел главного архитектора конструкторского бюро Сергея Королёва. Но отвечала она не за космические корабли, а за городскую среду, проектировали дворцы культуры.
Однажды Королёв поручил инженеру спроектировать жилой отсек так, чтобы в нём было комфортно находиться: спать, есть, сушить скафандры. Инженер был уверен, что интерьеры должны уметь делать художники, поэтому и поручил эту задачу художнику и другу Галины, а он уже перенаправил задачу ей.
Галина работала на двух работах: у главного архитектора занималась одним, а потом дома в выходные рисовала детали для космического корабля. Начальники долго не понимали, что она не просто подбирает цвета стен в комнатах, а выполняет важную задачу. Только через год Галину полностью перевели на работу с космическими кораблями.
Интерьер космического корабля должен быть земным
Интерьеры, которые Галина сначала спроектировала для Лунного корабля, были футуристичные и адаптированы под невесомость: не было чётко выделенных пола и потолка, каждая из поверхностей могла выполнять любую из этих функций. Все считали проект красивым, но оказалось, что человек в таком теряется.
В невесомости нет верха и низа, поэтому их нужно специально подчёркивать с помощью дизайна. Космонавты должны жить в привычных условиях и хорошо ориентироваться в пространстве. Необходимо было делать более земные интерьеры, светлые и простые. А пол делали зеленым, чтобы он напоминал траву.
Как поместить всё необходимое в очень маленький отсек?
Поскольку пространства в бытовом отсеке первого «Союза» было очень мало, мне нужно было использовать его функционально и при этом обеспечить космонавтов всеми удобствами для жизни. Так, я превратила один из ящиков в диван. Внутри космонавты могли хранить и сушить скафандры, а в спинке размещалась часть аппаратуры и пульт управления.
Как из-за дизайнерского решения космонавты вылетали из своих штанов
Чтобы космонавтам было удобно перемещаться по салону, на всех поверхностях была ворсовка — материал с ворсом, к которому можно прикрепляться с помощью липучек. Она хорошо фиксирует, а еще смягчает удары о металлические поверхности и не горит.
Сначала сиденья тоже покрывали ворсовкой, но крепление на ней и липучках оказалось таким прочным, что космонавты постоянно вылетали из своих штанов. Тогда на каждом кресле стали делать пояса из ворсовки — можно было просто отстегнуться и быстро выплыть со штанами на своем месте.
Как картины Галины отправились в космос
Когда Галина Балашова делала чертежи для корабля «Союз», она нарисовала на его стенах маленькие картинки для красоты. Инженеры и строители боялись Королёва, поэтому чётко воспроизводили все планы, которые он подписал. Так что на стены всех жилых отсеков пришлось повесить картины, которые рисовала Галина.
Я отправляла в космос многие из картин, которые уже были написаны. Например, туда летали портреты моей дочери Тани, пейзаж с нашим садом и зарисовки из Лобни — города, где Таня выросла.
Источник: https://sntch.com/kak-v-sssr-sozdavali-dizajn-i-interer-kosmicheskih-korablej/