До 90го года, Черский был лучшим посёлком городского типа в Якутии, и возможно даже во всей стране. Я там родилась и прожила счастливых 17 лет. В интервью режиссер говорит, что нет асфальтированной взлетной полосы, что даже в джунглях Венесуэлы она есть. Но в Черском она была - первая в стране за Полярным кругом асфальто-бетонная взлётная полоса. В 80-е были прямые рейсы до Москвы, прилетали Ан-12, Ан-74, Ил-18. Просто в 2000-х один из приезжих директоров аэропорта «Черский» решил, что ее не стоит ремонтировать, а лучше снести весь асфальт, освоить деньги и отсыпать нам грунтовую полосу, что он и сделал. Бетон был такой прочности, что когда огромный японский карьерный трактор Камацу начал демонтировать полосу, гидравлический «клык» ломался трижды. Но это его не остановило, в итоге мы имеем, то, что имеем. В 70-80е годы авиационно-техническая база аэропорта «Черский» была настолько сильная, что некоторые формы по техническому обслуживанию самолетов делали только у нас и на заводе-изготовителе. К нам со всей страны прилетали самолеты на обслуживание. Первый полёт Ан-74 был проведён в Черском, потому что этот самолёт создавался для эксплуатации в Арктике и Антарктиде. Когда в 1979 году в посёлке разбился Ан-26, сам конструктор Олег Антонов приезжал на место катастрофы. Черский - закрытый посёлок, там проходит пограничная зона и въезд только по приглашению (вызову). В лучшие годы посёлок состоял из нескольких крупных градообразующих предприятий: аэропорт (более 1500 работников), автобаза (более 1000 человек, более 600 единиц транспорта), огромный морской порт (в сезон навигации доходило до 2500 работников, в него заходили морские корабли с большим водоизмещением. Сторожилы говорили, что в своё время ночью огней от судов на рейде было больше, чем в посёлке, где проживало 15 тысяч населения. К слову, сегодня в Черском проживает 2,5 тысячи человек), совхозы «Нижнеколымский», «Походский», «Олеринский», Рыбный завод, Мясо-молочный комбинат, РТК КолымТорг, ЗТК УРСА, СМУ МагаданГлавСнаб, Плотницко-монтажный комбинат «Черский», Гидробаза «Зелёный Мыс», СМУ КолымСтрой, который снабжал стройматериалами весь Крайний Север, Нефтебаза, первая в стране Плавучая генераторная электростанция «Северное сияние -1» (ПЭС), где в советские годы какое-то время работал лидер группы ДДТ, Юрий Шевчук. Также существовали: БытКомбинат «Силуэт», 2 кулинарно-кондитерских цеха, РемБытТехника, СПТУ-21, 2 общеобразовательных и 2 вечерних школы, 9 детских садов, 3 воинские части. В общеобразовательных школах выпускники получали ещё и профессию: девочки - делопроизводитель, парикмахер, швея, мальчики - водитель грузового автомобиля. Было множество мест для отдыха и досуга: клуб радио любителей, авиа и авто моделирование, инструментальные ансамбли, курсы кройки и шитья, вязания и прочие полезные навыки, кукольный театр, театральные кружки, спортивные секции, спорткомплекс «Ритм», крытый ледовый каток, стадион, два бассейна, дом детского творчества, школа искусств, картинг клуб, мотоклуб «Полярник», кинотеатры «Арктика», «Портовик», библиотеки, музеи, рестораны «Огни Колымы», «Колымчанка», ДК «Портовик» и «Строитель», клуб «Норд Ост», кафе «Встреча», «Умка», кафетерии, столовые, шашлычные. Было множество магазинов в которых был изобильный ассортимент, в этот же период в других районах Якутии и всей страны был полный дефицит продуктов и товаров. Мама рассказывала, что некоторые люди использовали все свои связи, чтобы их направили в командировку в Черский, приезжали по большому блату. Все улицы в Черском и Зелёном мысу были забетонированы. По благоустройству посёлку Черский не было равных, в Якутии - точно, с конца 60-х годов все дома были благоустроенны. Деревянных туалетов, как в центральной Якутии, на улицах не было вообще. Наверно может показаться, что хвастаюсь, перечисляя все то, что было в моем родном посёлке. Но представьте, что это все было на краю земли, в Арктике, в тундре. Все это создали и сделали люди, которые были влюблены в Север. Они старались сделать свою жизнь комфортной и красивой, и каждый отдавал свой опыт, знания, умения и частицу своей души. Национальный состав посёлка был смешанный: коренные жители - юкагиры, чукчи и эвенки и приезжие - русские, украинцы, белорусы, буряты, калмыки, азербайджанцы, татары, литовцы, поляки, немцы, латыши, эстонцы, молдаване, армяне, грузины и др. Приезжали лучшие специалисты со всей страны с расчетом на год-два на заработки, а в итоге, полюбив эту землю пускали корни, создавали семьи, рожали детей и оставались на долгие десятилетия. Бывали в Черском в разные годы известные люди: путешественники Юрий Сенкевич и Дмитрий Шпаро, ведущий «В мире животных» Василий Песков, сатирик Михаил Жванецкий, актёр Андрей Болтнев, оперный певец Зураб Соткилава, летчики-космонавты Владимир Ляхов и Георгий Береговой, военный летчик-истребитель Алексей Маресьев. Композитор Владимир Шаинский и поэт-песенник Михаил Пляцковский, сидя в гостинице «Полярная» из-за нелетной погоды за 2 дня написали «Песню о Черском», которая стала нарицательной и символичной для всех жителей поселка.
Песня о Черском
1. Говорю вам по-честному, с прямотою мужской Я тоскую по Черскому, есть посёлок такой Приютился посёлочек у реки Колымы Будто добрый подсолнушек в царстве белой зимы Будто добрый подсолнушек в царстве белой зимы
2. Я письмо запечатаю и на почту снесу Пусть вручат получателю на Зелёном Мысу Там как древние мамонты, чуть мерцая в дали В лёд запаяны намертво до весны корабли В лёд запаяны намертво до весны корабли
3. А вокруг тундра белая от мороза звенит И олени не смелые косо смотрят в зенит И порою мне кажется, что сильней, чем родня Даже улочка каждая ждёт и помнит меня Даже улочка каждая ждёт и помнит меня Для меня Черский навсегда останется таким, каким я его помню.
Ирина Энгелис (бывшая жительница посёлка Черский)