Коронавирус оказался мощным ударом по цивилизации. Но кто нанес этот удар? Сети заполнены конспирологическими теориями о происхождении COVID-19. Мы отобрали пять самых популярных и выяснили, в чем ошибаются их сторонники.
В прошлых выпусках мы разобрали теории утечки биологического оружия, халатности китайских ученых, а также версию о заговоре фармацевтических компаний. Сегодня же поговорим про обвал рубля, поправки к Конституции и одну коварную бактерию из Мексиканского залива.
Суть теории
Начало как и у предыдущей теории: никакой пандемии нет. Эпидемии гриппа случаются чуть ли не каждый год, и ничего, людей по домам не запирают. Да, заразность ковида выше, летальность существенно выше, охват — все континенты. Но не испанка же! Власти раздули до небес чужие проблемы и делают все, чтобы отвлечь внимание граждан от обвала рубля и грядущего снижения уровня жизни, а заодно закрутить гайки.
На чем основана
На приравнивании ковида к обычному гриппу. При этом, спору нет, коронавирус полностью изменил информационную повестку, вытеснив из нее крайне неоднозначные поправки к Конституции, обнуление президентских сроков и падение цен на нефть. Решительные меры, которые принимает правительство, диктуя, что и как мы будем делать, способствуют развитию апатии, а тем временем системы слежки совершенствуются, степень вмешательства в личную жизнь растет — формируется цифровой тоталитаризм.
Попутно под предлогом форс-мажорных обстоятельств отменяются процедуры, связанные с Федеральным законом № 44 «О госзакупках». Ну до чего ж удобно-то! Покупай что хочешь у кого хочешь и по каким угодно ценам. Государственные монополисты и аффилированный с властью бизнес жиреют, честные предприниматели разоряются.
Так может, это правда?
Коронавирус решил некоторые проблемы политической элиты. Удивительно, но никто больше не пишет о несменяемости власти, о намерении ввести в Конституцию понятие «государствообразующий народ» (исключительно для русского народа) и других одиозных поправках.
Все так. Однако главные последствия лежат в экономической плоскости. Целые отрасли — туризм, развлечения, общепит, ретейл (за исключением продуктов питания), весь малый и средний бизнес — находятся в критическом состоянии. Многие компании разорятся, люди потеряют работу. А нефть и рубль еще долго не вернутся на исходные позиции. Когда население нищает, растет социальная напряженность — вряд ли власть добивалась именно этого.
Тем не менее вопрос об адекватности принятых мер тяжести эпидемиологической обстановки в России остается открытым. А то, что власть использует ситуацию, чтобы усилить цифровой контроль за населением, — факт довольно-таки очевидный.
Синтия содовая
Суть теории
Это жемчужина коллекции — теория абсолютно прекрасная в своей абсурдности и антинаучности. Ее и конспирологической-то назвать сложно: нет здесь логической зацепки или интуитивно понятной привязки к здравому смыслу. Это гениальная догадка о внедрившейся в злосчастный коронавирус бактерии синтии, которую якобы сконструировали американцы в 2010 году для очистки Мексиканского залива от нефти.
Подсевшая на углеводороды синтия вскоре научилась извлекать их из морских животных, ведь аминокислоты — основа всего живого — состоят в том числе из углерода и водорода.
Бактерия заразила многие моря и в конце концов проникла в рыбу, которая затем попала на уханьский рынок и подцепила коронавирус. Эти два паразита (бактерия и вирус) обменялись фрагментами генома, в результате чего вирус окреп, расправил плечи и пошел крушить человечество.
Синтия настолько коварна и изворотлива, что ее нельзя уничтожить. Это плохая новость. Хорошая: ее можно обмануть — подсунуть что-нибудь, содержащее углерод и водород. Например, раствор соды. По заверениям автора — между прочим, нашего, российского — эпидемия в Китае пошла на спад после того, как медики из Поднебесной получили рекомендации потчевать больных содой.
На чем основана
Да ни на чем. Синтией в англоязычной прессе называют искусственную бактерию, которую создала группа знаменитого генетика и биотехнолога Крейга Вентера. Они синтезировали в пробирке точную копию бактериального генома и поместили его в клетку, лишенную собственной ДНК. Конструкт оказался функционален — в лабораторных условиях, конечно. Связи с очисткой Мексиканского залива здесь нет, кроме заявлений авторов, что такие биотехнологии могут оказаться полезны для борьбы с нефтяными загрязнениями. При этом некоторые природные бактерии действительно проявили интерес к нефтяной пленке и, изрядно размножившись, стали досаждать жителям побережья — тем, кто заходил в воду.
Так может, это правда?
Нет. Но от этого восхитительный коктейль из псевдонаучных данных, домыслов и озарений не становится менее привлекательным для чтения. Да и звучит волшебно. Впрочем, научное сообщество считает иначе. Один из ведущих российских биоинформатиков Михаил Гельфанд счел нужным дать подробнейшее опровержение.
В смутные времена всегда возникает множество слухов, страхов и альтернативных теорий, цель которых — найти простое объяснение тому, что ускользает от понимания, или отвлечь от тоскливых мыслей. Главное — оставаться в реальном мире, где есть экспертное сообщество, официальные источники информации и СМИ с устоявшейся репутацией. Тогда ради развлечения можно почитать и новостной fiction.
Текст: Мария Кисовская