Найти тему
ЮМ

Письменные источники о ситуации на Русской равнине до Рюрика (2)

Подлинные русские летописи, не подвергшиеся правке, говорили то же, что современные им иностранные источники. В Иоакимовой летописи, сохранившейся в передаче В.Татищева, указаны Словен и Скиф, от которых русские могут вести отсчет своей истории. «Словен иде к полуночи и град великий созда, а Скиф остался жить на прежнем месте, у Понта и Меотиса». После этого прошли сотни лет, и славянами стал править князь Вандал, у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят. Каждый из них «построил по единому граду» и княжил в нем. Владимир «имел жену от варяг Адвинду» и основал династию, правившую словенами много поколений. Через девять поколений после Владимира Древнего правил словенский князь Гостомысл, после смерти которого и был «призван» Рюрик и его варяги. Предками русских у В.Татищева прямо названы скифы. Они первоначально жили в южных степях «у Понта и Меотиса», но потом колонизировали север Восточно-Европейской равнины; северная «ветвь» скифов и получила впоследствии название «словен».

Странное на первый взгляд различие между «славянами» и «русскими» Восточно-Европейской равнины проводилось почти во всех дошедших до нас средневековых источниках. Никоновская летопись указывает, где в IX в. н.э. находилась Русь, совершавшая походы на Византию: «РОДИ ЖЕ, НАЗЫВАЕМЫЕ РУСАМИ, КОТОРЫЕ, КАК И КУМАНЫ, ЖИЛИ ОКОЛО ЭВКСИНСКОГО ПОНТА И НАЧАЛИ ПЛЕНИТИ СТРАНУ РИМЛЯНСКУЮ». Это же утверждение повторено в «Книге степенной царского родословия»: «Русы, иже и кумани живущие во Ексинопонте». Причем в последнем варианте «русы» отождествлены с «куманами» (то есть половцами) вообще. В сообщениях подлинных летописей русские IX в. - это азово-черноморские степняки, потомки скифов и сарматов (подтверждается византийскими и арабскими источниками того же времени). Это значит, что в «татищевской» легенде о происхождении русского народа от братьев Словена и Скифа имя последнего прямо можно заменить именем Рус. В таком варианте (русские - от братьев Словена и Скифа=Руса) эта легенда известна и из других источников (см. ниже).

Если исключить «Всемирный потоп» (своего рода символическую точку отсчета времени), то все содержание другой летописи – «Сказания о Словене и Русе» означает: предки русских жили первоначально в южной, степной зоне Восточно-Европейской равнины, по берегам Черного и Азовского морей. Натиск Великой Скифии на южные страны относился к более позднему времени, чем освоение северных территорий. Новгородские летописи объясняют движение на север тем, что скифская земля стала страдать от перенаселения. Сообщение летописи о первых русских «городах», основанных в начале III тыс. до н. э., не противоречит данным археологии: возникшие тогда укрепленные центры, подобные южноуральскому Аркаиму, можно считать городищами. Бронзовый век, эпоха культур «шнуровой керамики» (см. главу 1) и их наследников, очевидно, были временем наивысшего могущества Великой Скифии.

Египетско-палестинские войны, упомянутые в летописи, - это походы «народов моря» (XIII–XII вв. до н. э.) и войны скифов в Передней Азии (VIII–VII вв. до н.э.). В том же источнике есть рассказ об установлении дипломатических отношений великой русской державы с Александром Македонским. В грамоте Александра признается, что держава «храбросердого народа словенского, славнейшего и знатнейшего колена русского» простирается от «моря Варяжского» (Балтики) до «моря Хвалинского» (Каспия), и берутся обязательства ни русским, ни «средиземцам» не вступать в чужие пределы. Однако наступила «новая эра», и могущество Великой Скифии оказалось подорвано. Затем повествуется о чудовищной эпидемии, в результате которой запустела словенская земля, причем многие жители разбежались на «Беловодье» (видимо, в Сибирь) и на Дунай. Затем было нашествие белых гуннов (это были готы в 221 г. н.э.) и «второе запустение» русских городов (см. главы 6 и 7). Некоторое время спустя потомки славян, скифов и болгар, бежавшие на Дунай, вернулись на землю отцов. Это и есть то «пришествие славян с Дуная» VI–VIII вв., которое недобросовестные историки пытались выдать за «начало» истории русского народа. На самом деле в период «великого переселения» (II–IV вв. н. э.) народы на Русской равнине подверглись агрессии с разных сторон, и многие города действительно «запустели», а многие жители бежали в соседние страны, в том числе и на Дунай. И все же русские города были восстановлены.

Многочисленные письменные источники, свидетельства археологии, данные лингвистики, фольклористики и этнографии говорят об одном: САРМАТЫ=РУССКИЕ, сарматы — это восточные славяне в современной терминологии. И это прекрасно показал еще в 19 веке Е.Классен (12). Сейчас считается, что «славяне» — это название группы народов, одним из которых и является русский народ. Но, как известно, термины меняют свое значение. Буквально все источники раннего Средневековья различают «русских» и «славян» как два родственных, но разных народа, причем собственно славянами они именуют юго-западных (дунайских) и северо-восточных (ильменских) славян, а русскими - в основном жителей южных степей Русской равнины (то есть «сарматской» территории). Ложная традиция долго выводила происхождение русских именно от западных, «дунайских» славян. Исследователи старались отождествить с «протославянскими» (в современном смысле слова) древние земледельческие культуры Центральной Европы. Утверждали, что русские пришли на свою землю с запада, из Словакии или Польши, или по крайней мере с Украины. Та группа карпатско-днепровских славян-«антов», которую еще недавно было принято выдавать за предков русских, сложилась на периферии тогдашнего «славянского» (или, по-другому, венедского) мира (центром которого была Германия). До нас дошли исламские источники, описывающие территорию, где образовалась Русь в VIII–X вв. Эти источники не нравятся историкам, которые считают, что русские в Россию откуда-то пришли. Ведь арабские авторы утверждают, что славянские поселения в раннем Средневековье доходили до нижнего Дона и Северного Кавказа.