В моём родном регионе особой популярностью пользуются катера с кабиной-рубкой. Многие из них оснащены отдельной спальной каютой, другие позволяют оборудовать спальное место в основной рубке. Впрочем, даже открытые версии катеров вполне позволяют оборудовать ночлег непосредственно на борту. Другое дело, что на практике ночёвка в катере – явление не такое уж и частое. Хотя, если суммировать все ночи, что я провёл на борту, наберётся на пару средних сезонов рыбалки. А первая ночёвка в катере состоялась ещё в 2004 году. И в этом небольшом обзоре я решил поделиться некоторыми важными аспектами, связанными с ночёвкой в катере.
И первым делом я предлагаю выделить те ситуации, при которых ночлег в катере обретает особую актуальность. А при каких обстоятельствах лучше всё же переместиться на берег и организовать палаточный лагерь.
Первая и наиболее частая причина – невозможность организации лагеря на берегу. Отчасти, это может быть обусловлено неудачным, заболоченным расположением места. Нет удобного места для подхода к берегу или места для установки палаток. Ситуация не частая, но всё же.
Ограниченность во времени тоже часто бывает камнем преткновения. Как правило, это связано с прохождением какой-то дистанции. Когда в одном месте экспедиционеры задерживаются на очень короткое время. И тратить его на установку, а после и демонтаж палаточного лагеря – нет смысла. На моей практике это самая частая причина ночёвки в катере.
Безопасность. Путешествие в диких местах часто сопряжено с вероятной встречей диких животных. Прежде всего, медведей. Привлекаемых запахом еды. История знает массу ситуаций, когда косолапый заходил в лагерь в ночное время. И далеко не всегда такие встречи заканчивались благополучно для каждой из сторон. В этой ситуации безопаснее ночевать в катере.
Низкие ночные температуры. Сегодня доступны (и такие есть в моём стаффе) палатки с дровяной печкой. Позволяющие достичь комфортной температуры независимо от того, сколько градусов снаружи. Но тут есть целый ряд оговорок. Такие палатки стоят достаточно дорого. Они занимают много места и много весят, требуют больше времени для установки и демонтажа. Всё это может сочетаться и с озвученными ранее причинами. Ну, а ночлег в обычной палатке, когда ночная температура может опускаться в отрицательную зону… то ещё удовольствие, которое оценят далеко не все! И в этой ситуации гораздо комфортнее ночевать в катере. Учитывая, что практически все кабинные и каютные версии по умолчанию комплектуются каютным отопителем.
Нюансы организации ночлега!
Итак, если решение провести ночь в катере принято, следует уделить внимание нескольким важным аспектам организации. Дабы избежать возможных проблем утром. Первое, что необходимо сделать – выбрать наиболее удачное и защищённое место. Защищённое, прежде всего, от волн. Причём волны могут быть, как природного происхождения, так и от проходящих судов. Лучше всего выбрать максимально закрытое место. Бухту, заводь и тд. Погода может меняться. Ветер и прибойная волна могут создать большие неприятности.
На памяти случай, в далёком уже 2004 году, когда мы встали на ночлег на большом пляже Онежского озера. Погода вечером не предвещала проблем, связи в тот момент не было и узнать прогноз не представлялось возможным. Ночью подул сильный нагонный ветер, поднявший большие волны. В итоге катер буквально притопило волной и замыло в песок. (так как помпа не работала в автоматическом режиме).
Стоило больших усилий спасти катер утром. При этом во сне происходящее совершенно не ощущалось. Покачивания и удары волн в транец действовали скорее усыпляюще. С тех пор я больше никогда не встаю на наветренной стороне.
Если прогноз благоприятный и никаких циклонов точно быть не должно, но район судоходный, волны от проходящих судов тоже могут создать проблемы. Таким образом, если нет возможности встать в защищенной бухте, обязательно нужно иметь 2 или три точки фиксации. Обычно это кормовой якорь, носовая лебёдка и ещё один дополнительный «оттягивающий» якорь в зависимости от направления течения или ветра. В иных ситуациях предпочтительнее оставить катер на воде, не подходя непосредственно к кромке берега.
Ещё один важный аспект: учитывать возможные изменения уровня воды. Далеко не везде этот вопрос имеет актуальность, но кто бывал на Белом или Баренцевом море отлично представляет, о чём идёт речь. Когда ночью ты встаёшь у берега, а утром обнаруживаешь свой катер стоящем на грунте, а линию прибоя на километр дальше (такие приливные изменения характерны для Белого моря). В любом случае, как природное изменение уровня воды, так и в следствие сброса воды ближайшего водохранилища, могут создать неприятности.
Ни в коем случае нельзя вставать рядом с судоходным фарватером и в любом потенциально опасном месте. Большой ошибкой будет ночёвка в дрейфе. Даже, если к началу ночи нет ни ветра,ни течения и катер стоит на месте. Если нет возможности заякориться - необходимо оставлять кого-то на вахте.
Ещё один важный аспект связан с использованием каютного отопителя типа Webasto. Важно помнить, что вентилятор работает от аккумулятора. И если он у вас один – можете быть уверены, что к утру он будет разряжен и не позволит запустить двигатель. Избежать этого можно двумя способами. Во-первых, используя два аккумулятора, один для пуска двигателя, а другой для приборов и в частности отопителя. В этом случае вы, по крайней мере, можете быть уверены в том, что двигатель точно будет запущен. Второй – это не глушить (или периодически запускать) двигатель.
Обустройство ночлега.
Практически любой, где вы можете обеспечить себе горизонтальное положение, катер пригоден для ночлега. С каютным катером всё предельно ясно. Большинство моделей сконструированы так, чтобы используя закладные оборудовать спальное место в пространстве кабины.
Ночёвка в открытых версиях катеров тоже вполне возможна. Для этого ставится полный тент, включается отопитель и условия внутри будут точно более комфортными, чем в палатке.
В зависимости от температуры можно спать, как в обычном спальнике, так и без него. Единственное, что лично я использую, так это специальные надувные коврики K-Lymit или Tramp. Прежде всего, с точки зрения гигиены. Но кое-кто из коллег идёт дальше и возит с собой полноценные подушки. С этой точки зрения важно помнить, что среда в катере достаточно влажная и обычные, бытовые спальные принадлежности рискуют стать не очень пригодными. Даже, если пространство и позволяет их брать с собой.
В ночёвке на борту катера, как и парусной яхте, есть что-то магическое. При прочих равных, я всегда выберу ночлег в катере, нежели в палатке. При соблюдении условий и техники безопасности. Но! Во многих случаях именно палатка становится полноценным домом. В одной из ближайших статей я поделюсь опытом в части организации палаточного лагеря и тех моделей, которые я использую в своих экспедициях!
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
фото автора (с)