До последних нескольких лет ободные тормоза были единоличными хозяевами в шоссейном велоспорте. Но как только международный союз велосипедистов дал добро на применение дисковых тормозов в шоссейных гонках, велопроизводители тут же ринулись штамповать модели почти всех ценовых сегментов на «дисках». Давайте разберемся, а стоит ли оно того, и в каких случаях дисковые тормоза – необходимость, а в каких – пустая трата денег.
Сразу оговоримся, что в статье речь пойдет исключительно про тормоза для шоссейных велосипедов. Ни для кого не секрет, что в любой дисциплине горного велоспорта дисковым тормозам нет равных, поэтому рассуждать, о том что лучше, нет смысла.
Попробуем разобраться с вопросом, рассмотрев и тот и другой тип тормозов в ключевых показателях для шоссейного велосипеда.
Цена и стоимость обслуживания.
Вибрейки (ободные тормоза) могут стоить в 2 раза дешевле, чем дисковые, обуславливается это простотой конструкции. Калипер, колодки и тросик – вот и весь набор. В дисковых тормозах элементов намного больше, и сама конструкция сложнее, особенно если речь идет о гидравлических тормозах. Не сложно догадаться, что и ремонт такого тормоза окажется дороже.
Надежность
По идее, ободные тормоза более надежнее дисковых, по той же самой причине – простота конструкции. Самая вероятная поломка – разрыв троса, в остальном вибрейки весьма надежны. В виду своей сложной конструкции дисковые тормоза должны быть менее надежными, однако, как показывает практика, даже после серьезных падений качественные гидравлические тормоза продолжают исправно работать. Да, вариантов поломок для дисковых тормозов больше чем у ободных, но если соблюдать должный уход, то всех поломок можно избежать.
Ремонтопригодность и простота обслуживания
Здесь уверенно можно сказать, что вибрейки более ремонтопригодны. Большинство неисправностей устраняется в полевых условиях. Дисковые тормоза, что механические, что гидравлические, не всегда получится починить без специального инструмента. Поэтому в этом пункте пальма первенства достается вибрейкам.
Эффективность, ощущения
Пожалуй, это главный показатель. Здесь все недостатки дисковых тормозов, в частности гидравлических, перечеркиваются их эффективностью. Они прекрасно работают и в дождь, и в грязь, чего не скажешь об ободном тормозе. Если же у вас карбоновые обода, то с ними вибрейки справляются еще хуже, а в дождь эффективность такого взаимодействия падает в разы. То ли дело диски! Ощущения от торможения дисковой гидрой на высоте, в работе может участвовать всего один палец. Имея дело с ободными тормозами, порой, приходится применять усилие всей кисти.
Аэродинамика и вес.
В шоссейном велоспорте эти параметры тоже имеют определенное значение. При высоких скоростях, значительная доля прилагаемых усилий тратится лишь на преодоление сопротивления воздуха, поэтому аэродинамика важна. Для уменьшения коэффициента лобового сопротивления производители научились прятать ободные тормоза за вилку и под нижние перья, с дисковыми тормозами такой трюк не прокатит. Диски будут больше собирать воздуха и создавать за собой турбулентность. В плане веса диски также проигрывают вибрейкам. Конструкция ободного тормоза может быть до 1,5-2-х раз легче конструкции дискового. Конечно, аэродинамика и вес важен, но далеко не все велолюбители смогут почувствовать, что они тащат на себе несколько сотен грамм в виде дискового тормоза, а аэродинамические свойства, и подавно, будут хоть как-то проявляться при скоростях выше 40 км/ч. Все это имеет критическое значение, только когда счет идет на секунды.
Какой из этого всего можно сделать вывод? Если для вас важно эффективное торможение в любую погоду, при этом вы готовы тратить на приобретение и ремонт определенные деньги, то дисковая гидравлика – это то, что вам нужно. В том случае, если вам важна простота, надежность и ремонтопригодность, или же вы фанат классики, выбор в пользу ободных тормозов вполне оправдан.
А какими тормозами пользуетесь вы?