В XIX веке психология была вынуждена отказаться от категории #душа " так как стремилась к своему становлению в качестве материалистической научной отрасли, оперирующей объективным знанием. В архетипической психологии понятие «душа» возвращено в лексикон и активно используется.
"Основной метафорой психологии должна быть душа - пишет Хиллман. – Задача психологии состоит в том, чтобы найти логос для психики, предоставить душе возможность полностью описать себя. Психическое как мировая душа (anima mundi), неоплатоническая душа мира, уже существует вместе с миром, и поэтому вторая задача психологии состоит в том, чтобы слушать, как психическое говорит через все вещи мира, открывая, таким образом, мир в качестве места пребывания души"
Говоря о душе, архетипическая психология сохраняет едва уловимую неоднозначность. Постоянная забота о том, чтобы не придать материальную форму душе, опирается на следующий принцип: «Под душой я в первую очередь понимаю перспективу, точку зрения на вещи, а не материальный предмет, не субстанцию, не саму вещь». Свое пространное исследование «души» Хиллман (1964 г.) заключает следующим образом:
"Душа - это заведомо неоднозначное понятие, которое не поддается никакому определению аналогично всем конечным символам, составляющим корневые #метафоры систем человеческой мысли». Далее в этом фрагменте термин уточняется: "Мы не можем однозначно употреблять это слово даже в тех случаях, когда относим его к неизвестному человеческому фактору, который позволяет осуществить значение, трансформирует события в различные виды внутреннего опыта и передается в любви" <…>
-------------------------------------------------
Источником образов - образов-сновидений, образов-фантазий, поэтических образов - служит спонтанная деятельность самой души. Поэтому в архетипической психологии термин #образ не относится к послеобразу, т. е. к результату ощущений и восприятий. Не означает "образ" и ментальной конструкции, представляющей в символической форме некоторые идеи и #чувства , выражением которых служит данный образ. В действительности образ соотносится только с самим собой. За своими пределами он не связан ни с чем проприоцептивным, внешним, семантическим: «образы ничего не обозначают» - написал Хиллман в 1978 г.
(цит. по «Энциклопедия 900», 1981 г.)
Начало текста