Мы как-то привыкли и совсем забыли, что экономика строится на потребительском спросе. Если нет в конце цепочки потребителя, то и не понятно как эта цепочка может выстроиться. Нам кажется, что это так очевидно, что и не может быть по-другому. Даже добывая нефть нужно видеть в конце цепочки потребления конкретного человека, который придёт в магазин и заплатит за какую-то вещь, в производстве которой есть хоть капля этой самой нефти. Без этого экономика не крутится вовсе.
Другое дело было в СССР, когда потребитель играл незначительную роль в насквозь дефицитной экономике, а все механизмы поддерживались вездесущим Госпланом.
В условиях пандемии экономика резко присела, покупателю запрещено ходить в непродуктовые магазины, розничным продавцам нечем платить за аренду, владелец помещения не может платить кредиты, и дальше цепная реакция идёт дальше и дальше, затрагивая производителей, транспортные компании и т.п. И явственно видно как не может работать экономика без потребления.
Очевидно, что это временная ситуация с закрытием магазинов. Магазины откроются и в конце концов произойдёт некоторый отскок экономики ровно настолько на сколько у людей останется денег, а потом медленное и трудное восстановление.
Важный вопрос в каком направлении пойдёт восстановление, если в наращивании потребления, то условно говоря ничего не поменяется, а есть ли другой путь и как он может выглядеть?
Другой путь — это сокращение потребления, голоса к сокращению потребления слышатся уже давно и накануне пандемии ярким голосом было сто раз раскритикованное выступление Гретты Тумберг.
Ну, пошумели и забыли про неё, но нет уже крупные предприниматели в период пандемии стали заявлять о необходимости изменения потребления. Заметным был голос Джорджо Армани, который высказал опасения в размывании ценности люксового сегмента, который стал похож на fast fashion. Он сказал, что «вещи должны быть более ценными, служить дольше». Наша вся экономика, всё потребление стало похоже на fast fashion: быстро купил, немного попользовался, выбросил, купил новое. По большому счёту это призыв к более сдержанному потреблению не только люксовых вещей.
Неужели распадётся существующая модель экономики? Есть ещё одна причина сильной перестройки экономики.
США, которые долгое время демонстрировали некоторое небрежение к масштабу эпидемии сейчас являют собой главный очаг заболевания, стремительно наращивая отрыв от других стран в количестве заражённых и умерших в результате коронавирусной пандемии. А ведь США несмотря на то, что они уже уступили первое место Китаю по ВВП в 2014 году по-прежнему лидируют по масштабу потребления этого ВВП, по разным оценкам от 35 до 45% всего, что производится в мире будет потреблено в США – производят мало, но потребляют больше всех.
Что будет, если долгое время нет в мире самого главного потребителя и огромное количество производственных, розничных, оптовых цепочек упрутся в стену «непотребления», т.е. в закрытого на карантин самого большего потребителя в мире - США, то что можно ожидать от мировой экономики в целом?
Какой прогноз можно сделать?
1. Бизнесу нужно научиться жить в условиях низкого спроса – это из очевидного.
2. Подобные ситуации, как пандемия в глобализированном мире будут происходить регулярно, когда потребление будет ограниченно повсеместно. Чтобы избежать проблем в каждой конкретной стране мы либо снизим уровень глобализации, чтобы защитить свои рынки, либо будем страдать от невероятных ударов по экономике с миллионами безработных и банкротов. Страны, ориентированные на глобальные рынки и со слабым внутренним спросом будут неизбежно страдать больше всех.
3. Мы должны обратить внимание на модели бизнеса, которые позволяют сократить потребление, скорее всего они станут востребованы после пандемии, в первую очередь это аренда, шеринговые бизнесы, повторное использование вещей и предметов, совместное пользование. Все эти сервисы сейчас в своей основе имеют цифровую основу.
4. Цифровые технологии будут стремительно вытеснять «аналоговые» во всех сферах бизнеса, экономики и потребления. В цифровых технологиях пока не видно даже близкого предела для роста, чего нельзя сказать об "аналоговой экономике".
· Сейчас, когда все вынужденно сидят на карантине, офисная жизни не умерла, но она перешла на цифровой уровень видеоконференций и нередки случаи, когда перед экраном сидит хорошо одетый в костюм сотрудник, а вместо брюк у него домашние шорты, значит брюк уже нужно меньше для такой модели офисной организации.
· Есть сервисы, которые тебя переодевают в Instagram: сфотографировался ты в домашней одежде, а тебя «переодели» в последнюю коллекцию именитых брендов. Для 1 тысячи своих подписчиков ты вполне состоятельный человек, которые тебя видят только в Instagram и опять не нужно для этого даже шить вещи.
· Ещё одна причина уменьшить производство. Произошёл взлёт интернет-магазинов во всех странах. При выборе товара в интернет-магазине мы выбираем, по сути, фотографию и оплачиваем фотографию товара. Возникает вопрос, а зачем мы производим то, что ещё не выбрано? В цифровом мире можно создать бесконечное количество виртуального товара, производство которого начнётся только после покупки виртуальной копии этого товара. Значит нужно сверхбыстрое производство товара по требованию.
Страны, которые не углубляются в новый цифровой уклад, ждёт деградация в постпандемический период.
Экономика не разрушится, просто придёт иной экономический уклад и придёт он очень быстро подстёгиваемый постпандемической ситуацией, а вот многие бизнесы могут пострадать. Ещё одна такая эпидемия или подобная ситуация и мы увидим во всей красе несостоятельность множества стран, и я даже не уверен, что Европа не войдёт в число несостоятельных стран. Скорее всего Китай станет лидером этого цифрового мира совсем скоро.
Россия находится частично в Азии и частично в Европе. Какой будет у нас уклад при такой раздвоенности покажет время.
Кризис начинается в компании, стране, обществе не тогда, когда его объявили официально, а задолго до этого. В официально объявленный кризис просто уже невозможно утаить все противоречия, которые накопились.
Сейчас есть шанс сделать нужные шаги в исправлении ситуации в целом и в России в том числе.
Разбирался с последствиями пандемии Агатов Борис независимый эксперт по инновациям в ритейле.
Чуть больше обо мне можно узнать здесь.