После пенсионной реформы некоторые осознанно перешли на серую зарплату под лозунгом «я всё равно до пенсии не доживу, вы ничего от меня не получите». У работодателей свой резон не показывать доход работников — экономия на взносах. Ну и вообще у нас не считается зазорным работать в «серую». Вроде, всё хорошо — работник и работодатель договорились быть нелегалами. Беда пришла, откуда не ждали. Пандемия, кризис, безработица сломали «серую» схему. Легальные работники оказались под защитой государства, а нелегальные без работы и денег. Мы сейчас не будем освещать моральную сторону вопроса, а только посчитаем финансовую составляющую.
«Серый» не то же самое, что «чёрный»
Предварительно определимся с понятиями. Есть «серая» зарплата. Работник оформлен официально, но частично получает зарплату на карточку, а частично в конверте. Сварщик Иван Иваныч работает у ИП Петрова. В трудовом договоре написано, что его зарплата 12 130 рублей в месяц («минималка» по закону), но ИП Петров платит сварщику на самом деле 40 000 рублей. Так он экономит на взносах во внебюджетные фонды примерно 8 000 рублей в месяц с одного работника. 10 сварщиков — уже экономия 80 000 рублей. А Иван Иваныч вообще не вникает в тонкости. Главное — чтобы платили вовремя.
Есть ещё «чёрная» зарплата. Это крайний вид нелегальной работы, когда сотрудник по документам вообще не устроен и работодатель за него ничего не платит. Степан Степаныч работает автомехаником у ИП Сидоров. Работник и работодатель договорились, что всё по-честному: никакого оклада, только хороший процент с выручки.
Главное отличие такой работы от легальной — отсутствие возможности подтвердить реальный доход. В первом случае работник получит справку на 12 130, во втором он вообще считается безработным. Здесь даже факт трудоустройства не доказать.
Банки добрые, помогите
Сейчас громко анонсируются кредитные каникулы. Государство предлагает отсрочить платежи на 6 месяцев. Однако каникулы даются не всем, а только тем, кто потерял доход или он сократился на 30%.
Предположим, сварщик Иван Иваныч сейчас месяц сидит на самоизоляции. Не из-за желания сохранить здоровье, а из-за отсутствия заказов. Работодатель сохранил рабочие места, но платит только оклад, который значится в документах. С юридической стороны не прикопаешься.
Однако Иван Иваныч — счастливый обладатель кредита с ежемесячным платежом 10 000 рублей. Он пойдёт в банк и попросит каникулы, но банк ему откажет, поскольку ФНС снижение дохода не зафиксировала. Заёмщик останется с доходом 12 130 и кредитом в 10 000.
Иван Иваныч получит кредитные каникулы только после увольнения. Степан Степанычу и это не поможет. Де-юре он и так безработный.
Уповаю на пособие по безработице
Ещё пару месяцев назад многие даже не подумали бы идти на биржу труда за пособием — денег мало, а бюрократии много. Сейчас пособие подняли:
- в Москве 19 500;
- в Подмосковье 15 000;
- в остальной России верхняя граница 12 130.
Плюсом будут выплачивать 3000 на каждого несовершеннолетнего ребёнка. Президент обещал поднять все пособия до МРОТ, но Указа нет. На данный момент в первые 3 месяца пособие по безработице составляет 75% среднего заработка.
Иван Иваныч от Центра занятости получит 9 097. После того, как будет принят Указ о повышении пособия до МРОТ, — 12 130 (если не введут ограничения по заработку).
В этом отношении Иван Иванычу повезло. Он сохранит минимум от своей зарплаты. Степан Степанычу повезло меньше. Он не был устроен официально, и за него работодатель не делал отчислений в ПФР. Придя на биржу труда, он с удивлением узнает, что ему полагается всего 1500, поскольку за последний год было отработано менее 26 недель. Никакие справки от работодателя не помогут, поскольку данные проверяются в ПФР. Подробнее о том, как начисляется пособие по безработице в 2020 году мы писали в отдельном материале.
Нет денег даже на лекарства
От больничного и карантина не зарекайся. По ТК РФ временная нетрудоспособность оплачивается. При стаже более 8 лет — 100% среднего заработка за последние 2 года. Выплаты считает ФСС по тем документам, что ей предоставляет работодатель. Иван Иваныч за 2 недели больничного получит 6 065 вместо 20 000 при условии официального заработка.
Степан Степаныч не получит ничего, поскольку документов по нему в ФСС нет и не будет.
Право имеешь?
Закон защищает работника. Его невозможно уволить просто так, из-за того, что у работодателя нет денег. Должны быть более веские основания:
- Нарушение дисциплины и трудового договора.
- Обоюдное согласие.
- Ликвидация предприятие или сокращение штата.
Но и в этих случаях работнику полагаются выплаты. При увольнении по соглашению сторон работник получает остаток по зарплате и компенсацию неиспользованного отпуска.
При ликвидации предприятия или сокращении штата плюсом ко всему перечисленному работник получает три оклада в течение трёх месяцев. Если Иван Иваныча уволят, то все расчёты будут идти от 12 130, а не 40 000. Честный и совестливый директор выплатит расчёт от полной зарплаты, не очень честный — только то, что полагается по закону.
Степан Степаныч и вовсе останется без компенсаций.
Жаловаться в трудовую инспекцию бесполезно — она будет смотреть то, что написано в документах. Чтобы доказать истинное положение, придётся идти в суд.
Каждый сам делает выбор, как ему работать. Но, принимая решение работать в «серую», надо создавать собственный резервный фонд. Например, вклад. Чтобы в случае непредвиденных обстоятельств самостоятельно выплачивать себе больничные, пособия и пенсию. Иначе можно остаться с пустым кошельком, ипотекой, детьми и злой женой-декретницей.