Найти в Дзене
Интересная фантастика

Трудный выбор командира авианосца

Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь морского обзора на канале. Сегодня, я бы хотел обсудить событие, произошедшее совсем недавно, буквально на днях. На своем канале я стараюсь не затрагивать текущих моментов, находящих отражение в новостных лентах СМИ, блогах и сообществах социальных сетей. Исключение в данном случае, делаю не потому, что решил оседлать «хайп», а по причине интереса к вопросу правомерности поступка командира авианесущего корабля и его начальства. Не столько даже с точки зрения полномочий, а со стороны моральной составляющей, этики военнослужащего. В общем, «зацепила» меня история, о которой речь пойдет ниже. Однако, обо всем по порядку. Сначала изложу суть случившегося казуса. Вопросы потом.

24 марта 2020 года на борту американского атомного авианосца «Теодор Рузвельт» выявлено несколько человек с признаками коронавирусной инфекции. В это время корабль находился на ходах, в Тихом океане. Через несколько дней авианосец был вынужден подойти к острову Гуам, в западной части Тихого океана, принадлежащему Соединенным Штатам. На борту корабля заболели уже несколько десятков человек

30 марта в распоряжении журналистов США оказалось открытое письмо командира «Теодора Рузвельта» Бретта Крозье (во всех СМИ, Крозье назван «капитаном», или у американцев так принято, или журналисты не разбираются, буду называть его, как на нашем флоте – «командир корабля»). В этом письме Крозье рассказал о мгновенной эпидемии на борту корабля. Он заявил, что командование не дает распоряжение об эвакуации большей части команды с корабля. По словам командира авианосца, он подавал несколько рапортов вышестоящему командованию. В них он изложил ситуацию о том, что на корабле невозможно организовать хоть сколько-нибудь эффективные карантинные меры.

Дело в том, что военный корабль это не круизное судно. Здесь нет отдельных кают, в которых можно было бы изолировать и самоизолироваться. Коридоры военного корабля узкие. Люди постоянно касаются руками за трапы, люки, переборки и т.д. и т.п.

Крозье заявил, что он и его моряки готовы идти в бой с любым врагом и в любом состоянии. Но, сейчас нет войны, мирное время, и он беспокоится о жизни и здоровье молодых парней и девушек (в американском флоте служат и женщины и мужчины). Командир «Теодора Рузвельта» настоятельно рекомендует и просит эвакуировать большую часть команды с борта авианосца, оставив лишь необходимое количество людей для обслуживания атомного реактора.

Авианосец «Теодор Рузвельт», тип «Нимиц. Заложен в 1980 году, вступил в строй в 1986 году. Водоизмещение 97 тыс. тонн, длина более 300 метров. Численность экипажа более 5 тыс. человек (включая военнослужащих, осуществляющих эксплуатацию и обеспечение авиакрыла авианосца). На борту авианосца возможно размещение около 90 самолетов и вертолетов. Корабль принимал участие в военной операции «Буря в пустыни» в 1991 году, агрессии США против Югославии и Ирака в 1999 и 2003 гг.

Изображение взято на ресурсе Яндекс. картинки
Изображение взято на ресурсе Яндекс. картинки

Дальнейший ход событий развивался молниеносно. Сначала штабные обвинили Крозье в нагнетании паники. Затем, ответственные политические лица (в том числе правящей республиканской партии) заявляют, что командир «Теодора Рузвельта» герой нации и все такое (любят американцы высокопарную речь). Однако, 3 апреля исполняющий обязанности военно-морского министра США Томас Модли выступил с публичным заявлением об отстранении Бретта Клозье от должности. Командир авианосца сходит на берег под скандирование своих подчиненных: «Капитан Крозье»!

Общественное мнение Штатов находится однозначно на стороне Крозье, поэтому 7 апреля 2020 года подает в отставку и сам Томас Модли. В настоящее время, самые разные средства массовой информации передают о все новых и новых заболевших на борту плавучего аэродрома людях. Новостные ленты не обходят стороной изменение обстановки с вирусом на корабле. Но, мой обзор не сводки распространения вирусной инфекции. Я бы хотел обратить внимание читателей на факт поступка командира корабля.

Не нужно быть большим экспертом и специалистом по флоту, чтобы предположить, что на такой должности Крозье светила хорошая адмиральская карьера. Он был очень перспективным офицером. То есть, толкнула человека на такой поступок, не просто боязнь заразиться, и все такое (хотя, чужая душа – потемки). Ответственность за подчиненных перевесила в данном случае все последствия. Негативные последствия.

Читающий эти сроки человек, имеющий или имевший отношение к службе в Вооруженных Силах, скорей всего, понимает, в чем проступок Крозье. Для остальных лишь пару слов. Армия довольно суровая штука и не потому, что так изображают в пафосных фильмах и книгах. Просто, работа у служивых такая, что выполнять они ее могут, только приняв как аксиому безусловное подчинение приказам вышестоящих. Иначе человек просто непригоден к выполнению своих обязанностей. Армия в целом, если усомнится в своей роли инструмента военно–политического руководства, превратится в римских легионеров эпохи солдатских императоров, латиноамериканских военных времен 19 века, или турецких в прошлом столетии.

К сожалению, такая система взаимоотношений людей в специфическом государственном институте – армии не способствует гуманизму. А еще гибкости. Поэтому любое скверное решение вышестоящего начальства очень сложно оспорить, почти невозможно. А попытка оспаривания, влечет квалификацию такого действия, как неисполнение приказа. Так что, формально, командир авианосца «Теодор Рузвельт» Бретт Крозье в данном случае, показал свою профессиональную непригодность нахождения в армейской среде и потому был отстранён.

Вместе с тем, человек реально вступился за жизнь своих подчиненных, в условиях, когда рисковать здоровьем военнослужащих было совершенно необязательно. Команда корабля полностью, включая офицерский состав, поддержала своего командира.

Так что, у меня лично нет ответа, в этой и любой подобной истории, где расставлять тут запятую в формуле «казнить нельзя миловать». А что думаете по этому поводу вы? Очень интересно мнение читателей в комментариях и голосование в опросе, который будет размещен сразу за основным текстом обзора.

Всего доброго.