Силлогизмами мы пользуемся постоянно. Набивший оскомину пример из Древней Греции (Все люди смертны, Сократ — человек, следовательно, Сократ смертен) является именно силлогизмом. Часто люди даже не замечают, что используют силлогизм.
Простой пример. К вам неожиданно попал попугай, а вы ничего не знаете о том, чем его кормить. Вы читаете про то, что едят попугаи, и распространяете эту информацию на своего попугая.
Попугаи едят зёрна. Это существо — попугай.
Значит, он ест зёрна.
Про cogito ergo sum (или ego cogito ergo sum) тоже сказано немало. Мыслю — значит существую.
Но является ли это силлогизмом?
Почему это силлогизм
Те, кто предполагает, что это силлогизм, утверждают, что у этого силлогизма такая форма:
Каждый, кто мыслит — существует. Я мыслю.
Следовательно, я существую.
Но если мы не уверены в собственном существовании, как мы можем быть уверены в первой посылке (что каждый, кто мыслит, существует)?Для неё нужно подтверждение, и, таким образом, мы скатываемся к трилемме Мюнгхаузена.
Почему это не силлогизм
А вот Хинтикка говорит:
«Декарт не выводит «sum» из «cogito», но демонстрирует себе собственное существование путём исполнения акта мышления. Выражение «cogito» означает не посылку, из которой выводится «sum», а акт мышления».
Условно говоря, это самоподтверждающееся изречение, которое не нуждается ни в посылках, ни в основаниях.
Кстати, сам Декарт думал именно так, и именно поэтому Cogito ergo sum является отправной точкой его философии.