Найти тему
Дневники Зеленого края

Два провальных дебюта одного из самых грозных танков в истории.

Немецкий Panzerkampfwagen VI Ausf. E, «Тигр» стал одним из символов Второй Мировой. Его угловатые агрессивные формы внушали страх, а мощная броня и вооружение делали танк настоящей подвижной крепостью. Но первые боевые применения этой грозной машины стали настоящим провалом и даже породили сомнение в эффективности нового оружия. Причем касалось это не только классической "квадратной" модели, но и "Тигра-два", больше известного как "Королевский". Впрочем, обо всем по порядку.

"Слон", который оказался "Тигром".

В конце лета 1942ого года, под Ленинградом началась Синявинская операция РККА. Её целью была очередная попытка деблокировать осажденный город. Войскам Волховского фронта удалось на несколько километров вклиниться в боевые порядки Вермахта и захватить ряд рабочих посёлков на синявинском направлении. Чтобы парировать мощный удар Красной Армии, немцы срочно ввели в бой резервы и новейшие танки фирмы "Henschel-Werke", принятые на вооружение буквально за месяц до этого.

один из прототипов "Тигра", VK4501, фирмы "Henschel-Werke". Фото из открытых источников.
один из прототипов "Тигра", VK4501, фирмы "Henschel-Werke". Фото из открытых источников.

Верховное командование сухопутных войск, под нажимом Гитлера, решило испытать ещё сырой "Тигр" в условиях, которые меньше всего ему подходили...

Ночью 29 августа танки, тщательно укрытые брезентом, выгрузили на станции Мга, в сорока километрах от окраин Ленинграда. Даже маскировка не могла помешать наблюдателям оценить хищные очертания танка, его длиннющую пушку, с характерным дульным тормозом и немецкую основательность в каждой детали. По воспоминаниям немецких офицеров, один только грозный профиль машины внушал измотанным боями войскам воодушевление. которое, впрочем, длилось недолго. Ещё по пути на исходные позиции три танка встали, из-за поломок коробки передач и возгорания двигателя. Первоначальный оптимизм несколько поугас, а из Фатерланда пришлось гнать целый транспортный самолёт с запчастями к бронированным монстрам, которые не выдержали первой встречи с суровой русской действительностью. Почти три недели ушло на ремонт. Лишь в середине сентября вспомогательные службы доложили о полной боеготовности танка.

Ремонт первых серийных Тигров. Фото из открытых источников.
Ремонт первых серийных Тигров. Фото из открытых источников.

Сведения о боевом применение танка под Ленинградом обрывочны и не слишком достоверны. Судя по донесениям тех лет, Советское командование сочло гитлеровскую новинку одной из модификаций действующих машин панцерваффе. Считается, что первый бой Тигра произошёл 22 сентября 1942 года, возле посёлка Тортолово и места, со скучным названием Рабочий посёлок №5. В ходе первой же "тигриной" атаки, четыре машины вышли из строя и были эвакуированы, кроме одного, так и оставшегося на нейтральной полосе. Позже он был взорван. Неизвестно как оценил столь неожиданное начало Адольф Гитлер, но командира 502ого тяжелого панцербатальона майора Меркера вскоре отстранили от командования.

Граждане осматривают захваченный "Тигр" на экспозиции в Москве. Фото из открытых источников
Граждане осматривают захваченный "Тигр" на экспозиции в Москве. Фото из открытых источников

А в январе, в ходе операция "Искра", сапёрами советской 18ой дивизии был захвачен целый "Тигр", который, видимо, попросту заблудился и заехал в болото. Экипаж спешно покинул танк, бросив не только машину, но и целый ворох технической документации. Из-за рисунка на броне танка, наши бойцы окрестили новинку "Слоном", но это был самый первый "Тигр", захваченный в ходе Второй Мировой войны.

-5

Сандомирская "Тигриная охота".

Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II», захваченный в ходе сраения на Сандомирском плацдарме. Фото из открытых источников
Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II», захваченный в ходе сраения на Сандомирском плацдарме. Фото из открытых источников

Обе модели Тигров были страшными и крайне неуступчивыми соперниками на поле боя. Но начало их боевой работы явно не задалось. Второй представитель семейства "Тигров" Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II», получивший статус "Королевский" в августе 1944ого, точно также провалил свой дебют на Сандомирском плацдарме в Польше.

Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции

Засада, которую гвардейцы 53 танковой бригады устроили новейшим "Тиграм-2" , была задумана в лучших традициях охоты на смертельно опасного хищника. Полем битвы стали окрестности небольшого польского городка Сташув в Свентокшиском воеводстве. По разным причинам, Вермахт потерял здесь двенадцать новейших машин.

Как минимум три из них так ни разу и не успели выстрелить и целёхонькими попали в руки наших технических специалистов. У советской разведки до этого имелись разрозненные сведения о германской новинке, но вряд ли кто-то мечтал захватить гитлеровское бронированное "вундерваффе" в первом же столкновении.

-8

Пока сцапанный "Королевский Тигр" 501ого тяжелого панцербатальона , имевший строевой номер "502", ожидал отправки в тыл, бойцы 53 бригады украсили его собственными автографами и надписями, которые теперь стали историческим документом.

Захваченный "Королевский Тигр" в музее в Кубинке.
Захваченный "Королевский Тигр" в музее в Кубинке.

Через две недели его увезли железной дорогой на подмосковный полигон в Кубинке. Даже беглый осмотр танка давал мало поводов для оптимизма. Неудачный дебют и "сырость" машины никого не обманули - "Королевский Тигр" был смертельно опасен. Но тщательное изучение нового танка помогло найти ряд его слабых мест, и выработать методики по борьбе с самых тяжелым и дорогим серийным танком третьего Рейха.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если материал показался вам интересным. Спасибо!