Альберт Пирпойнт – наверное, самый известный палач ХХ века. Палач в буквальном, официальном смысле: этот человек по решению британского суда казнил особо опасных преступников, среди которых были самые злостные деятели Третьего Рейха. Пирпойнт официально признан самым эффективным палачом за всю историю Англии.
И он же является автором мемуаров, в которых достаточно убедительно доказывает, что смертная казнь не является методом, способным снизить количество преступлений.
Пирпойнт, конечно, был далеко не единственным, кто поднимал вопрос об эффективности насилия в борьбе с преступлениями. И дело касается не только «настоящих» преступлений, в формальном смысле слова, но и любых «моральных» злодеяний, пороков, заблуждений. Неоднократно замечено, что насилие в какой бы то ни было форме чаще всего не искореняет зло; нередко бывает, что оно только усиливает его.
Одна из самых важных причин того, почему насильственные методы «не работают», кроется в нелогичном поведении тех людей, против кого они направлены. Насилие, особенно санкционированное государством, следует простейшей и прямолинейной логике, однако правонарушители оказываются, если говорить грубо, слишком тупыми, чтобы правильно интерпретировать смысл санкций. В свою очередь, тупыми оказываются и организаторы санкций, которые не удосуживаются изучить поведение и психологию своих «противников».
Наиболее яркий пример тому – попытки бороться с религиозным фанатизмом. Известные государственные режимы устраивали массовые гонения на верующих, сажали их в тюрьмы, расстреливали, разрушали храмы. Однако организаторы не учли природу религии, психологию верующих и суть конкретных религиозных учений.
Действительно, верующие свято убеждены, что если их презирают, а уж тем более преследуют, значит – они правы. Чем больше окружающие их ненавидят, тем ближе к своему богу они себя ощущают. В первую очередь это, конечно же, относится к христианству. «Любите ненавидящих вас и благословляйте проклинающих вас» - вот чему учит их «священное писание».
Находятся даже фанатики, которые сознательно пытаются пробудить к себе ненависть. Более-менее «здравомыслящие» верующие скажут, что фанатики сильно искажают смысл вероучения, однако факт остаётся фактом: такие фанатики существуют. Некоторые радикальные секты целиком состоят из таких людей. Особенно выраженным такое поведение было на заре существования христианской религии. Близким к нему являлось поведение парабаланов и других подобных сообществ: они стремились ухаживать за смертельно больными людьми, чтобы от них заразиться опасной болезнью и «принять смерть во славу божию». Этакое читерство, позволяющее срезать путь и быстрее других добраться до «царствия небесного».
Итак, религиозные фанатики радуются, когда их ненавидят, преследуют, оскорбляют и подвергают гонениям. Радуются они и тогда, когда их принимают с распростёртыми объятиями, прислуживаются к ним, уважают и почитают на каждом углу. Зато они люто негодуют, когда их игнорируют. Когда не преследуют, но и не почитают, а на их попытку силой навязать свою религию собеседники спокойно объясняют, почему у них нет оснований эту религию принимать.
Примерно то же самое можно сказать и про криминальную «субкультуру». Попытки стражей порядка и исправительной системы воздействовать на уголовников силой чаще всего не приводят к нужному результату: «бандюки» в упор не понимают, чего от них по-настоящему хотят, и воспринимают любые действия служителей закона как «наезд». Конечно, люди, совершившие не очень серьёзные преступления случайно (по глупости, из-за крайней бедности и т. д.), осознают содеянное и после первой «ходки» больше не повторяют своих деяний, однако принципиальные уголовники после каждого лишения свободы делаются только злее и агрессивнее, пока окончательно не слетают с катушек.
Обычные человеческие глупость, темнота, невежество, ханжество, хамство тоже не становятся намного меньше от попыток такого «лечения». Если продавщицу-хамку в магазине вы назовёте хамкой, она расценит это как «дразнилку» и станет хамить ещё сильнее. Плохо помогает и обращение в вышестоящие органы – например, к директору магазина. Есть, конечно, примеры благотворного влияния силы, но их очень мало, и в основном события развиваются по описанному сценарию.
Но если сила не помогает, а только ещё больше злит «злодеев», то что можно предложить взамен? Вопрос трудный, и пока что не существует средства, которое могло бы решить все проблемы раз и навсегда. Наиболее оптимальным средством всё-таки видится просвещение. Многие ошибки, заблуждения и преступления коренятся именно в невежестве, в поглощённости своими эмоциями. Когда рассудок спит, человек способен на любую дикость.
Попытки пробудить рассудок могут показаться бестолковым, напрасным и неблагодарным делом. «КПД» просвещения, действительно, далеко не такой большой, как того хотелось бы. Однако если кого-нибудь удаётся наставить на правильный путь, заставить что-то по-настоящему понять, то можно праздновать победу, пусть даже маленькую и локальную. Человек в этом случае сможет относительно безболезненно изменить своё поведение и отношение к окружающему миру.
Особенно эффективно сочетание просвещения и игнора. Это хорошо понимают те, кому приходится сталкиваться с множеством комментариев к своим статьям и постам. Есть среди таких критиков авторы, которые способны вести конструктивный диалог; с ними стоит общаться и стараться обращать внимание на их заблуждения, если таковые имеются. Другие же критики просто предаются эмоциям и не воспринимают основной посыл статьи; таким комментаторам что-то отвечать бессмысленно, можно разве что написать заветное слово из трёх букв («ЛОЛ»). Бывают случаи, когда демонстративный отказ автора статьи отвечать провоцирует такого тугодума на «подумать».
Именно так, по моему скромному мнению, следует поступать всегда – не только в интернете, но и в реальной жизни.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: