Найти тему
Светлана Горячева

Пишем маслом: букетик шиповника, освещённый солнцем, шаг за шагом

Для того, чтобы написать такую картину, понадобится холст 30х40, краски, кисти, разбавитель, ретушный лак.
Для того, чтобы написать такую картину, понадобится холст 30х40, краски, кисти, разбавитель, ретушный лак.

Прямые солнечные лучи - очень эффектный вариант освещения, он придаёт живописному мотиву яркость, контрастность, делает работу очень заметной. Даже если мы пишем скромную веточку шиповника в стеклянной рюмке)

Сразу скажу, что это не точный рецепт. Повторить работу один в один по этому описанию не получится. Однако если вы учитесь рисовать или просто интересуетесь искусством, вам может быть интересно увидеть изнутри кухню художника и понять секреты создания живописного изображения.

1.	Набросок кистью.
1. Набросок кистью.

Для начала делаем лёгкий быстрый рисунок. На этом этапе нам не нужны подробности , ведь главный принцип грамотной работы - "от общего к частному". Сейчас наша задача - разместить изображение в формате, наметить самые основные элементы.

2.	Намечена яркая тёплая зелень листьев.
2. Намечена яркая тёплая зелень листьев.

Теперь анализируем цветовую ситуацию. Прямые солнечные лучи зажигают насыщенные тёплые цвета на освещённых поверхностях. Выбираем самое заметное насыщенное яркое пятно - это сочная зелень листьев. Намечаем её, пока без подробностей. Такой звонкий цвет можно получить, смешав изумрудную зелёную с лимонным кадмием.

3.	Намечена более холодная тень на зелени.
3. Намечена более холодная тень на зелени.

По контрасту с тёплыми светами, тени приобретают более холодные оттенки. Насыщенность тоже падает - в тени мы видим не чистый зелёный, а сложный приглушённый цвет. В изумрудную зелёную добавляем марс коричневый и ультрамарин.

4.	Находим тоновые и цветовые соотношения букета и фона.
4. Находим тоновые и цветовые соотношения букета и фона.

Продолжаем выстраивать цветовые отношения. Букетик ярко освещён, световая часть контрастно выделяется на более тёмном фоне. Насыщенные коричневые оттенки фона на свету становятся красноватыми и синеватыми – в тени. Намечаем тени на цветочках.

5.	Продолжаем разрабатывать фон. Дополнительную динамику живописному мотиву придают резные падающие тени.
5. Продолжаем разрабатывать фон. Дополнительную динамику живописному мотиву придают резные падающие тени.

Прямой свет - это ещё и чёткие контрастные границы падающих теней. Взаимодействие пятен света и тени - в центре нашего внимания. Показываем, как мягко сливается с тенью веточка справа. Самые чёткие границы там, где встречаются свет и тень.

6.	Заполняем оставшиеся пробелы.
6. Заполняем оставшиеся пробелы.

У белых лепестков шиповника нет собственного цвета и оттенки, которые мы наблюдаем, появляются благодаря игре светотени. В нашем случае расклад такой - свет-тёплый, тень холодная, как и на всех других поверхностях. На цветах на столе хорошо видна синеватая тень, а вот у цветочков в рюмке тени очень сильно окрашены рефлексами - отражённым цветом соседних поверхностей. Жёлтые серединки дают жёлтые рефлексы, зелёные листья - зелёные. Обращённые вниз цветочки слева отражают красные тона фона.

7.	Задаём света на цветочках, выписываем серединки.
7. Задаём света на цветочках, выписываем серединки.

Освещённые части цветочных лепестков, которые кажутся чисто белыми, не следует писать чистыми белилами. Обычно я добавляю немного кадмия лимонного - и результат оказывается более живописным. Там, где яркий свет гаснет, но ещё не становится тенью, на белом можно заметить голубоватые полутона.

8.	Продолжаем работать с деталями, уточняем листочки-стебелёчки.
8. Продолжаем работать с деталями, уточняем листочки-стебелёчки.

Вот теперь, когда найдены большие цветовые отношения, приходит время деталей. Детали тоже подчиняются светотени - тени объединяют, списывают подробности, яркий свет объединяет тоже. Самое интересное происходит на границе, на стыке освещённых и теневых пятен - там мы обращаем внимание на резные фестончатые края листиков, на прожилки, тычинки, волнистые края лепестков.

9.	Дописываем детали, ещё раз проходим фон – уточняем, насколько он будет тёмным по отношению к ярко освещённому букетику.
9. Дописываем детали, ещё раз проходим фон – уточняем, насколько он будет тёмным по отношению к ярко освещённому букетику.

При ярком солнечном освещении можно заметить такое явление, как иррадиация - цветное свечение вокруг залитых светом предметов. Ярко освещённые поверхности продолжают излучать цвет даже за пределы собственных границ – белые цветы окружены голубоватым сиянием, тёмный фон вокруг ярко освещённых листиков принимает зелёный оттенок. Передаём этот красивый оптический эффект - и в работе появляется воздух, ощущение пронизанной светом атмосферы.

10.	Дописываем веточку на столе, окидываем хозяйским взглядом результат и вносим последние поправки.
10. Дописываем веточку на столе, окидываем хозяйским взглядом результат и вносим последние поправки.

Обратим внимание на то, как по-разному наносится краска на свету и в тени - глубокие тени пишем прозрачно и тонко, тени в целом - достаточно гладко. Прозрачная краска поглощает солнечные лучи и как бы уводит тени в глубину. Тогда как корпусно, рельефно положенная краска на освещённых поверхностях отражает поток света и выдвигает их вперёд. Получается такой своеобразный 3д эффект, возможности которого отлично знали и использовали старые мастера.

Надеюсь, этот урок будет полезным и интересным)

Заходите ещё!