"У тебя хорошо получается, ещё немного и выпустим тебя самостоятельно". Эти слова от Командира звена мягко легли мне на душу. Я действительно неплохо летал свои первые учебные полёты. На сколько я мог, то делал всё, что мне говорил инструктор. Моим первым инструктором был очень классный и толковый пилот. Он летал как на планерах, так и на самолётах. Он действительно умел учить. Умел я упомянул в прошедшем времени, потому как он разбился четыре года назад на самолёте, во время полётов на агрохимии. Классный был мужик, жалко, что такие уходят.
Я начал полёты на 2-х местном планере "Бланик". Этот планер широко использовался для тренировки спортсменов-пилотов в Советском союзе, ну и сейчас до сих пор эксплуатируется в странах СНГ. Мне этот планер очень нравится. Он очень простой в пилотировании и прощает много ошибок новичкам.
Если Вы хотите стать пилотом, но сомневаетесь, и думаете понравится ли Вам летать, я бы советовал заехать в ближайший аэроклуб и полетать на небольшом самолёте или планере. Если вам понравится, и после полёта будет чувство лёгкости и наслаждения, и улыбка появится на вашем лице, значит, это ваше. Дерзайте!
Я налетал всего 6 часов, когда мой инструктор сказал, что я готов к самостоятельному вылету. Самостоятельный вылет на планере, это действительно самостоятельный. Никого нет внутри, кроме тебя. Абсолютная свобода. Но с другой стороны, некому исправить твои ошибки, которые у молодых пилотов очень часто возникают.
Планерные полёты с одной стороны не сильно сложные т.к. сама конструкция планера очень проста, но с другой стороны на нём не просто летать. У многих возникают проблемы с полётами на буксире. Нужно держать буксировщик как говорится "в прицеле", будто ты пилот второй мировой и преследуешь вражеский самолёт. Удержаться на верёвке (фалле) не всегда просто, если атмосфера нестабильна, тебя то подкидывает вверх, то швыряет вниз. В первых полётах у меня были скольжения и неуверенность, но я скоро всё преодолел. Также на планере не всегда можно сесть на аэродром вылета и полетев по маршруту и потеряв поток, можно запросто сесть просто в поле (на площадку). Ещё нельзя уйти "на второй круг" как на самолёте. Попросту отсутствие двигателя не позволит это сделать. Поэтому расчёт снижения должен быть выполнен очень точно, без перелётов и недолётов.
В ночь перед первым самостоятельным я плохо спал, ворочался на армейской железной кровати и проигрывал полёт про себя. На какой скорости отрыв, где второй разворот, где третий, распределение внимания, расчет снижения, выравнивание, посадка... Утром я как всегда рано встал и пошел готовить самолёт и планера. На предполётных указаниях мой самостоятельный запланировали аж на вечер. С одной стороны мне хотелось побыстрее, а с другой вечером более стабильная атмосфера и лететь будет спокойнее. Процесс самостоятельного вылета заключается в двух взлётах и посадках самостоятельно. Но перед ними выполняется пять кругов с инструктором, который тебя учил, затем ещё два круга (проверка) другим инструктором, ну а потом вперёд и с песней в самостоятельный. Проверять меня приехал начальник аэроклуба, наверное хотел лично удостовериться можно ли мне доверить крылатую машину, и не убьюсь ли я...
Я отпросился до обеда. Есть традиция "накрыть поляну" инструкторам, ну и всем кто хочет, после первого самостоятельного", мне до этого говорили, что не надо, мол, что ты будешь тратиться, бедный студент. Но я решил сделать мой ужин. Ведь обязательно кто-то скаже тосты в мой адрес, ну и вообще приятные вещи. Короче прыгнул в маршрутку и поехал в Киев, там в супермаркете купил много всего, мне даже помог како-то попутчик дотащить мои куры гриль, салаты и т.д. до маршрутки. Хоть денег у меня почти не водилось, но на традицию я насобирал.
Настало время полётов! Я уселся в планер, немного нервничал. Мой инструктор это заметил.
-Не переживай, у тебя неплохо получается.
Выполнили 5 полётов по кругу. Не очень идеально, бывали полёты и получше, то перелёт за место остановки, то немного поздно выровнил. Инструктор дал мне зелёный свет. Теперь по программе меня должен проверить другой инструктор. Ко мне в заднюю кабину сел начальник аэроклуба. Я редко с ним сталкивался, говорили, что он любит покричать на курсантов, от этого я занервничал ещё больше. Взлёт, отцепка, заход, посадка. Ещё раз тоже самое...
-Хорошо, немного правее сели, видел, и направление лучше выдерживай после посадки на пробеге, выбери себе ориентир подальше, дерево или что-то ещё, и держи направление.
-Спасибо!
-Давай, лети, ждём тебя.
Мой инструктор-проверяющий ни сказал ни слова в полёте, хотя я сам замечал свои небольшие ошибки. То скольжение, то резкое управление. Наверное ничего не говорил, потому как видел, что я волнуюсь.
Самолёт вырулил на старт, выпускающий подцепил верёвку (фалл) в замок планера. Верёвка вытянулась и напряглась, я почувствовал толчок от самолёта. Мы стояли в поле, самолёт, я в планере, и выпускающий на крыле, готовый отпустить его, как только наш аэропоезд начнёт набирать скорость. Время дать готовность в эфир. Я беру микрофон. "219-й к взлёту по кругу для первого самостоятельного готов". Теперь должен доложить буксировщик и нам дадут взлёт. Я не смогу больше ничего остановить, я должен буду просто лететь за самолётом и отцепиться в нужное время. Все слова сказаны, доклады сделаны, остаётся только ждать. "Буксировщик к взлёту готов", донеслось по радио. "Взлёт по кругу для первого самостоятельного разрешаю", сказал руководитель полётов.
Я смотрел на буксировщик как на цель, главное за ним удержаться. Атмосфера была очень спокойная, к вечеру практически не было ветра. Мой полёт должен пройти хорошо. Я увидел, как тарава вылетает из под винта самолёта, это значит, что буксировщик уже дал взлётный режим. Я почувствовал довольно сильный толчок, гораздо сильнее, чем когда мы летал с инструкторами. Действительно чувствуется, что планер очень лёгкий, когда ты в нём один. Мы начали разбег по полю. Планер стремительно набирал скорость и уже на 60 км\ч я летел на высоте в пол метра и ждал, когда оторвётся самолёт. Мне всегда нравится этот момент низкого пролёта над землёй. Самолёт оторвался от земли, и наш аэропоезд начал набирать высоту. Нам надо набрать не много, всего 300 метров. Впереди сквозь облака проглядывало сонце. Лететь за буксировщиком было одно удовольствие. Нас не болтало и я мог держать "Вильгу" в воображаемом прицеле без особых усилий. Я отцепился от буксировщика, погасил скорость. Всё стало намного тише. Убаюкивающий шелест воздуха, ощущение свободы. Мне даже хватало внимания посмотреть на землю, на домики, поля, деревья. Действительно я лечу! Сам! Никого нет! Я-Лётчик! Я Смог! Мне стало так хорошо на душе и так спокойно. Я даже запел песню, не помню правда какую 😂. Непередаваемые ощущения, которые я никогда наверное больше не испытывал и вряд ли испытаю. Заход я произвёл с запасом высоты и выпуском интерцепторов (воздушных тормозов) для коррекции профиля. Выравнивание, выдерживание, касание. Практически идеально! "Готов ко второму?", спросили меня по радию. Без тени сомнений я ответил: "Да!"
Это был чудесный вечер в хорошей и дружной компании планеристов, буксировщиков, работников аэроклуба, и той которая в этот вечер сидела рядом со мной в нашем аэродромном кафе. Мне было очень приятно, и за свой самостоятельный вылет, и за то, что она так близко и общается со мной о полётах. Мне она действительно очень нравится. Планеристка, летающая на "белом" планере с номером 100. Надя, как мы хорошо тогда посидели. И как круто ты потом изменишь мою жизнь.