Ещё в 80-х годах все колхозы нашего района, кроме одного, расположенного на более плодородных землях, были преобразованы в совхозы. Иначе удержать на селе получивших паспорта работников было невозможно. В совхозах за счёт государственных дотаций выплачивалась более или менее приличная зарплата, улучшались бытовые условия.
Условия работы в деревне середины пятидесятых
Во второй половине 50-х годов о достойной оплате нелёгкого крестьянского труда не было и речи, но даже мне, ребёнку было заметно, как постепенно этот труд облегчается за счёт его механизации. В первую осень жизни в Дуброво, хлеб с поля, начинавшегося сразу за школой, убирали с помощью конной жатки-самосброски.
Эта жатвенная машина, в отличие от более примитивной жатки-лобогрейки, не только скашивает хлеб, но и автоматически сбрасывает с платформы пучки скошенных стеблей. Вслед за ней шли несколько женщин, которые вручную вязали снопы. Кроме того, у них были с собой серпы, чтобы сжинать огрехи, остающиеся после жатки. Для просушки снопы составлялись в суслоны — конструкции из снопов, поставленных колосьями вверх, и покрытых сверху ещё одним снопом.
Подсушенные снопы свозились на ток. Там снопы развязывали, а затем проводилась их дальнейшая обработка. Молотилки, веялки приводились в действие вручную — два человека (обычно это были женщины) вращали маховик с рукояткой. Работа трудная, прежде всего физически. Такой способ уборки и обработки хлеба называется раздельным. Он позволяет начать уборку раньше, до полного созревания хлеба, что важно при недостаточной механизации.
Как улучшались эти условия
На следующий год на этом же поле работал уже прицепной комбайн. Движется он на прицепе у трактора, откуда и происходит его название. Но для приведения в действие механизмов комбайна, у него есть и свой собственный двигатель, Обслуживают агрегат уже не десятки работников, а всего три человека: тракторист, штурвальный на комбайне и подсобный рабочий на копнителе. Задача последнего — укладывать солому, подающуюся после обмолота в копнитель и во время оставлять сформированные копны соломы на поле. С работой же по уборке хлеба с поля, несмотря на значительно меньшие трудозатраты, комбайн в этом году справился значительно быстрее.
А ещё через год на поле работал уже самоходный комбайн — знаменитый СК-3, на котором работал всего один комбайнёр. Но при всём при этом с уборкой он справился ещё быстрее, чем прицепной комбайн. Представляете, во сколько раз выросла производительность труда всего за два года! Кстати, при уборке этого поля комбайнёр разрешил мне покататься в бункере. Для деревенского мальчишки незабываемое удовольствие.
Передача сельхозтехники колхозам
Правда трактора и комбайны были тогда собственностью не колхоза, а машинно-тракторных станций (МТС) и колхозы должны были расплачиваться с владельцами техники. Тем не менее, применение техники было выгодно для колхозов, поскольку это реально значительно повышало производительность труда. Работники МТС были государственными служащими и получали от государства зарплату.
В конце 50-х годов МТС были ликвидированы, а колхозы обязали выкупить их технику. Решение неоднозначное, как и многие другие новации Н.С. Хрущева. Помнится, отец вначале был очень рад этому решению, но потом выявились и подводные камни:
1) цены на продаваемую колхозам технику были, чаще всего, завышены;
2) в колхозах не было базы для хранения и обслуживания техники;
3) бывшие работники МТС не горели желанием стать колхозниками и в массе своей находили для себя другую работу, в результате возник недостаток кадров для работы с техникой.
В результате, несмотря на реорганизацию МТС в ремонтно-технические станции (РТС), многие из машин превратились в металлолом. В результате экономический потенциал деревни заметно пострадал.
Первая статья "Самый страшный год в моей жизни"