Найти тему

Упражнения для «разминки» мозга

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Давненько мы с вами мозги не тренировали. Когда-то давно я каждый понедельник публиковала статью с интересными упражнениями для развития творческого мышления и писательских способностей. Но потом мне показалось, что эти статьи читают плохо, и я махнула на них рукой, хоть материала у меня много.

Но вчера подумала, что стоит к этой теме вернуться. Вообще, все упражнения по развитию воображения и творческого мышления похожи на весёлые игры, в которые можно играть и в одиночку, и со своими домочадцами. Сейчас это актуально.

Если вам интересны другие статьи, то ссылки на них я разместила в конце текста. А сейчас предлагаю вам три упражнения для развития литературных способностей.

Синквейн

Это пятистрочие, возможно, многим из вас уже знакомо. Иногда его ошибочно относят к японским стихотворным формам. На самом деле эта конструкция (стихотворением синквейн я всё же не назову) была изобретена в США, хоть и под влиянием японской поэзии.

Синквейн может быть очень глубоким, философским и красивым. Составляя его, человек как бы проникает в суть явления или объекта и пропускает эту суть через своё сознание. Вот такое литературно-философское осмысление.

Удивительно, но синквейны на одну и ту же тему, написанные разными людьми, совершенно различны и уникальны. Я давала такое задание студентам и получала 20 мини-шедевров.

Итак, в чём его суть. В синквейне 5 строк.

  • 1-я строка – 1 существительное, обозначающее тему.
  • 2-я строка – 2 определения (прилагательные, причастия) к этому существительному. Они отражают значимые характеристики явления или объекта.
  • 3-я строка – 3 глагола (сказуемых) к слову темы. Они указывают на действия, совершаемые объектом.
  • 4-я строка – фраза из 4-х слов (можно+1 предлог). Она должна выражать суть темы, ваше её понимание и отношение к ней.
  • 5-я строка – 1 существительное, результат осмысления темы, глубинная её сущность, с вашей точки зрения.
-2

Вот пример. Я составила синквейн по теме «книга».

  • Книга
  • Интересная, умная
  • Учит, развлекает, предостерегает.
  • Возможность прожить другую жизнь.
  • Иллюзия.

У каждого синквейн будет свой, а итог – последнее слово – может оказаться неожиданным даже для самого автора.

Упражнение «Пирамидальный рассказ»

Такой рассказ немного напоминает синквейн по графическому выражению. Но это именно мини-рассказ, в котором необходимо какое-то подобие сюжета. Требования к рассказу следующие: он должен выстраиваться по принципу пирамиды сверху вниз. Каждая строчка -
одно предложение из разного количества слов: 1-я строка – из одного слова, 2-я – из двух слов; 3-я – из трёх и так далее. Как получится. Но, конечно, предложения более 20 слов воспринимаются плохо, думаю, вы помните. И, да, предлоги считаются.

Я предложу совсем небольшую миниатюру в качестве примера. Так как в формате Дзена это не слишком удобно, то пример будет вот в такой форме.

-3

Упражнение «Начало и конец»

Это упражнение не только на развитие способности оперировать словами, но и на логику. Суть его в следующем. Нужно взять два совершенно не связанных друг с другом предложения. Можно, из разных книг, первые попавшиеся, а можно придумать. Например: первое предложение: «Сегодня прилетела первая в этом году снежинка» - это завязка рассказа. Второе предложение: «С тех пор системный администратор Васечкин никогда не опаздывал на работу» - оно должно быть развязкой. Нужно написать мини-рассказ, который бы выстраивал логическую связь между этими двумя предложениями. Переходных предложений может быть и 5, и 10, но чем меньше, тем интереснее.

И ещё важно. Чтобы каждое следующее предложение логически вытекало из предыдущего. Например. «Сегодня прилетела первая в этом году снежинка. И все добропорядочные автолюбители сразу же кинулись «переобувать» свои автомобили. А Васечкин себя добропорядочным никогда не считал…» и так далее, пока не придёте к предложению – развязке.

Художник-иллюстратор Enkel Dika
Художник-иллюстратор Enkel Dika

На этом сегодня всё. Выбирайте понравившееся упражнение или пробуйте свои силы во всех трёх, привлекайте своих домашних, устраивайте конкурсы, развлекайтесь и развивайтесь. И загляните в другие статьи с тренингами и упражнениями.

«Фейерверк ассоциаций. Тренинг для всех, кто пишет»

«Игры со словами. Тренинг для писателей и копирайтеров»

«Развитие образного мышления. Тренинг для писателя»

«Метод фокальных объектов. Тренинг творческого мышления»

«Переключаем мозги – стимулируем мышление»