И второй вопрос, нужно ли оно вообще?
Сразу скажу, что однозначного ответа нет, но у каждой стратегии есть плюсы и минусы. О них и поговорим в этом посте.
Нишевание помогает, когда:
1) Рынок растёт. Например, сейчас компьютерные клубы во всех городах начнут открываться, как грибы. Вы спросите: а актуально ли это вообще? О да, и тренд только продолжится.
2) Рынок достаточно широкий. Это необходимо, чтобы вы могли перебирать клиентов, а они не кончались в первую неделю. Например, как Андрей Захарян, который изначально выбрал свою нишу "психологи" и она никогда не кончится. Однако даже он расширил своё позиционирование до всех "инстаграмщиков".
3) Рынок достаточно узкий, чтобы занять это позиционирование. SMMщик в сфере услуг, например, звучит на столько широко и не понятно, что вообще не сработает, в то время, как SMM для бьюти сферы уже даёт понимание кому и для чего.
Нишевание негативно, когда в сфере бизнеса наступает трэш. Например, сейчас. Очевидно, что текущая ситуация не на пользу большинству компаний. Когда экономика падает зарабатывают только те, кто скупает дешевые или дешевеющие активы и сидит на своих подушках безопасности. Но таких единицы, в целом - пострадают почти все.
Важно во время переобуваться и быть гибкими. И я бы лично никому не рекомендовал складывать абсолютно все яйца в одну корзину. Дифференциация - это хорошо, но не стоит забывать, что в b2b достаточно элементарной отстройки и для этого совершенно не обязательно сужать сегмент своих клиентов.
Мы в 5 CATS никогда не нишевались. Возможно из-за того, что мы просто давно в SMM и уже 3 сотни с лишним проектов реализовали от простых РК до мега развёрнутых стратегий, которые задействовали массу инструментов.
Когда мы начинали вообще не было смысла нишеваться, т.к. рынок был вообще очень молодой. Он и сейчас молодой, но 4 года назад никто особо не знал тех людей, что вы видите в ленте. Костя Григорьев хоть и уже шарил, но ещё не создал свой толчок, Настя Югова ещё не была одним из крупнейших блогеров по SMM, а Антон Громов, наверное ещё учился то ли в школе, то ли в универе.
Да, Феликс уже развивал Церебро, Дима Румянцев уже собирал конференции и писал книги, а Тимура Кадырова вообще никто не знал.
В то время мы просто брали всех клиентов, которые к нам обращались и проходили по бюджету. Но сейчас это привело к тому, что в кризисной ситуации у нас только 30% клиентов испытывают сложности.
Но при этом у нас есть медицинские учреждения, которые загружены по максимуму и запись ведётся впрок. У нас есть заведения с доставкой, которые закрыли зал, при этом оборотка по кухне даже выросла, а персонал, который обслуживал гостей пока ушёл в неоплачиваемый отпуск (это вполне может поднять рентабельность). Есть онлайн школы, которые устоялись на рынке, оборачивают серьезные суммы и при этом только наращивают объем трафика и валовой выручки.
Причём не только пандемия может порезать вашу экономику на бекон. Что угодно произойдёт, как завещал Нассим Талеб.
Вы занишевались на доставки еды в своём городе, а пришёл Яндекс или Delivery с собственным штатом маркетологов, с бюджетом и поглотил весь рынок доставки. Вы без работы, но со своим позиционированием.
Вы занишевались на продвижении косметологов, но вышел какой-то закон, который обязывает их покупать овер дорогие лицензии, и это также выкосило половину компаний.
Чёрный лебедь может появиться из ниоткуда - это факт.
Поэтому у нишевания есть и плюсы и минусы. Решать вам.
Будьте здоровы и берегите себя.