Александр Лукашенко совместно с белорусским правительством всегда пытался и пытается "дружить со всеми", не разделяя зарубежных соседей на союзников и врагов. Но за таким нейтральным подходом кроется весьма изощренная стратегия по наращиванию влияния в ближайшем зарубежье.
Торговля с КНР в Беларуси заключалась главным образом в закупке огромного количества китайских товаров в ущерб белорусской экономике. Лукашенко понимал, что не сможет расплатиться за все эти блага, поэтому брал у КНР кредиты. Подразумевалось, что это поможет стране выйти на новый экономический уровень, но вместо этого современная Беларусь обременена огромным государственным долгом. За счет китайского экспорта планировалось построить множество промышленных узлов, которые позволят экономике Беларуси экспортировать преимущественно товары тяжелой промышленности, а не сырье.
Примеров таких попыток множество. Китайские автомобили Geely теперь производятся и в Беларуси по лицензии из КНР. Естественно, производство полностью зависимо от Китая, но его руководители повсюду заявляют о поставках "белорусских" автомобилей в Россию и Европу. То же самое пытались сделать и с производством мультимедийной техники: ноутбуков, телевизоров, планшетов. Ради такого даже сыпали обвинениями в сторону России, пытаясь остановить партии бытовой техники, следовавшие из Калининграда в Москву через Беларусь.
За помощь китайцев в сельском хозяйстве, белорусы теперь обязаны поставлять им сырье и продукцию легкой промышленности. Китайцы согласились оснастить белорусов всей необходимой техникой для увеличения количества выращиваемых культур. Но самым комичным было заявление Лукашенко о создании стратегического ракетного вооружения. После этого заявления кто-то уже начал разрабатывать проекты санкций против Беларуси, но заявление так и осталось висеть в воздухе.