Сегодня многие ноют по поводу того, что ЕГЭ хуже советских выпускных экзаменов в школе, не понимая от какого маразма спасают письменные тесты систему образования.
Начну с истории, случившийся со мной лично. Я заканчивал школу в советские времена. Школа была на хорошем счету. В десятом, выпускном классе нас дополнительно готовили на бесплатных факультативах по математике, физике, химии, посещение которых было обязательным. На высоком уровне преподавали и историю с литературой, по которым я был в числе первых, потому что любил эти предметы, много читал и отлично знал не только материал по программе. Преподаватели по этим предметам относились ко мне замечательно. И это спасло меня на выпускном экзамене по истории, на котором приглашенная в качестве почетного члена экзаменационной комиссии пенсионерка попыталась меня завалить из-за личной неприязни.
А неприязнь эта возникла таким образом. Однажды заболела наша учительница по истории, и она попросила эту самую пенсионерку ее заменить. И у той произошел конфликт с нашим классом. Она вызвала к доске одного парня, а тот не стал отвечать. Причем не нагло, а просто потому, что не выучил урока. А она начала его унижать, без мата, но несправедливо и обидно. После этого из солидарности отвечать отказался весь класс, в том числе и я. Думаю, наша учительница рекомендовала ей меня как ученика, на которого можно опереться, а я ее вот так подвел... Поэтому она меня запомнила, и на выпускном экзамене попыталась довольно подло отомстить.
Помню, вопрос, который мне достался, касался гражданской войны. А я учебник знал почти наизусть, и отвечал если не дословно, то очень близко к тексту. И вот после моего ответа эта женщина, слушавшая меня с особым вниманием, заявила: "Хорошо, вот только про интервенцию ты забыл, поэтому я считаю, что на пятерку ты не тянешь". А я отлично помнил, что и про интервенцию рассказывал. Но тут вмешалась наша учительница, которая сказала, что ни о чем я не забыл, и та, поняв, что меня здесь в обиду не дадут, взяла свои слова обратно
Потом я еще не раз сталкивался с подобными случаями предвзятого и подленького отношения некоторых преподавателей и ко мне, и к другим. Потому что учителя - такие же люди, а люди зачастую бывают необъективны и предвзяты в своих оценках, так как на них могут влиять личные предпочтения и неприязнь. Или материальная заинтересованность...
К началу 1990-х взяточничество настолько проникло в советскую систему образования, что массовые посадки уже не помогали. Надо было кардинально менять что-то в самой системе. Поэтому и возник ЕГЭ. К сожалению сделать все экзамены в форме тестирования до сих пор не удалось. Причиной этому и объективные трудности, связанные со спецификой ряда предметов, и сопротивление тех, кому взятка предоставляет возможность незаконного обогащения и незаконного же получения образования.
Одна из моих профессий - "прикладная математика", поэтому я хорошо себе представляю, что исключающая субъективные оценки система образования может быть реально алгоритмизирована, а значит и создана.
Читайте на эту тему мою заметку "Каким должно быть онлайн-образование?"
Однако главная проблема не в этом. А в том, что образование у нас готовит учащихся не к реальной жизни, а к сдаче экзаменов. Независимо от того, в тестовой ли это форме, или устной. Поэтому реальных успехов в профессиональной деятельности зачастую добиваются середнячки, а не отличники. А это значит, что нужны не просто другие программы, а другие подходы к образованию. Может быть такие, какие были раньше...
Моя публикация на эту тему - "Кризис образования: Утрата цели"
А знание истории очень мне пригодилось. Объяснить это я попытался в публикациях на тему для чего история нужна вообще, а также простым людям и профессионалам.