По типу стратегии паразитирование можно разделить на агрессивно-директивное и манипулятивное.
В основе агрессивно-директивного паразитирования лежит угроза наказания за отказ от выполнения требований паразита. Главным агрессивно-директивным паразитом является «Родина».
По своей сути «Родина» - одно из четко неопределимых облачных понятий, в которых, как в облаках или в пятнах Роршаха каждый видит что-то свое. Обычно за подобной «облачностью» прячется что-то нелицеприятное, используя облачность понятий для сокрытия своего истинного лица. За понятием «Родина» скрывается политический режим в лице тех людей, которые его представляют. А так как способ их существования является по своей сути паразитированием на остальной части населения, то их интересы противоположны интересам остальной части населения.
Паразитирует на нас Родина за счет налогов, которые идут не на нужды налогоплательщиков, принудительной службы в армии, навязанного бесполезного сервиса для выкачивания денег из населения типа проверок ВДПО, обслуживания газового оборудования, техосмотра и прочих подобных вещей. А так как у Родины есть специальный репрессивный механизм для подавления бунта, необходимо уметь либо обходить ее требования, либо уходить от них с минимальным ущербом. Благо, существующие в стране неписанные правила игры позволяют это делать.
Вторым агрессивно-директивным паразитом являются родители, для которых их дети не цель, а средства достижения других целей, будь то получение денег, выход замуж, средство для реализации родительских амбиций и так далее. Здесь следует понимать, что власть родителей длится до тех пор, пока человек зависит от них экономически, поэтому для избавления от подобного паразитирования необходимо как можно быстрее обрести экономическую свободу. Если же вы и после этого позволяете родителям помыкать собой – идите к психологу и разбирайтесь со своим невротическим поведением.
Леваки приписывают подобный вид паразитирования собственникам-работодателям (капиталистам), однако, с точки зрения эгоизма капиталисты в отличие от самих леваков паразитами не являются, так как платят деньги за то, что требуют от своих сотрудников на основе двустороннего добровольного соглашения.
К манипулятивному паразитированию прибегают паразиты, у которых нет достаточно сильного репрессивного ресурса, чтобы принудить тех, на ком они паразитируют, к выполнению своих требований. При этом они либо считают себя недостаточно интересными людьми, либо то, что они предлагают, - заведомо ненужным, поэтому изначально не рассматривают вариант честной сделки. Не гнушаются манипулятивным паразитированием и агрессивно-директивные паразиты. Они используют его для оправдания своих действий в глазах тех, на ком паразитируют. Так Родина на словах всегда действует в интересах народа (еще одно виртуально-облачное понятие, подменяющее собой население), а родители – ради блага своих детей.
Инструментами манипулирующих паразитов являются долг, вина, жалость, сверхвыгода и «вербальная упаковка». Рассмотрим их по порядку.
Долг – это обязательства, которые должник должен исполнить. По способу образования долги бывают трех типов: результат договоренности, долги по факту твоего существования и долги по умолчанию.
Долг в результате договоренности возникает, когда вы добровольно берете на себя те или иные обязательства с пониманием того, что вы делаете. Такой долг появляется, когда вы обещаете выполнить какую-нибудь работу, вернуть занимаемые деньги, вступаете в открытые (без манипуляций) отношения с сексуальным партнером, решаете завести детей и так далее. В принципе только этот вид долга и следует считать реально вашим, так как два других типа долга являются попыткой паразитирования.
Долг по факту твоего существования тоже можно разделить на несколько видов. Первым из них является долг в результате твоей принадлежности кому- или чему-либо. Претензии такого рода предъявляет обычно Родина, которая по умолчанию до сих пор является нашим рабовладельцем, требуя от нас самопожертвования и служения, а также паразиты-родители, считающие, что раз они дали вам жизнь, то она принадлежит им вместе с вами. О долге перед Родиной я уже говорил, что же до долга перед родителями, то вы с ними не заключали никаких соглашений до вашего рождения. К тому же, если они таки дали вам жизнь, то она принадлежит именно вам, а не им. Более того, действительно любящие вас родители ни за что не станут использовать вас в качестве бесплатной прислуги, а сделают все возможное, чтобы вы были счастливы своей жизнью.
Конечно, я нисколько не возражаю против любви к родителям и заботы о них, но это не должно быть результатом паразитирования, так как паразитирование – проигрышное поведение для обеих сторон. Короче говоря – любовь к родителям и забота о них, это не долг, а результат веления сердца, если такое веление есть.
Еще к этому виду паразитирования можно отнести паразитирование на узах кровных или дружеских, когда родственники или друзья считают, что вы им что-то должны только потому, что вы родня или друг. Как совершенно правильно заметил М. Е. Литвак, человек должен быть хорошим, прежде всего, для себя, затем для тех, от кого зависит его благополучие (это деловые партнеры и начальство), для тех, от кого зависит его сексуальное благополучие (сексуальный партнер или партнеры), и если вы их завели, то для детей, а иначе, зачем их заводить? Все остальные, если им что-то от вас нужно, пусть сами стараются быть достаточно для вас хорошими, чтобы получить желаемое. То есть общность ДНК ни в коем случае не делает вас чьим-либо должником, а если так называемый друг считает, что ради него вы должны пожертвовать своими интересами, то он не друг, а самый настоящий паразит.
Паразитирование на соответствии спискам соответствия, выглядит в виде утверждений типа: раз ты мужчина (женщина), ты должен (должна)… Так вот, не важно, что должен делать мужчина или женщина, когда понимаешь, что ты не должен быть этим мужчиной или этой женщиной. Вы – это вы. Конечно, в некоторых случаях ваши обязанности определены законом, но, кроме этого, вы не должны ничего из того, на что не подписывались в результате договоренности.
Долг по умолчанию возникает, как «само собой разумеющийся» и поэтому необсуждаемый довесок к какому-либо действию. Так, например, кто-то, даря подарок, ожидает за это ответную услугу, превращая дарение подарка в предоплату услуги, причем на своих условиях (по цене подарка). Или, когда кто-то, делая что-то «для вас», когда вы его не просили, ожидает за это благодарность. Оба этих и все похожие на них варианты являются манипулированием чистой воды, а манипулирование – это всегда попытка паразитирования. Дарящему подарок вы ничего не должны потому, что настоящий подарок – это не требующий оплаты поступок, и если что-то объявляется подарком, вопрос оплаты за него автоматически снимается. А тот, кто что-то делает «для вас» по собственной инициативе делает это для себя, и не вы его, а он вас должен благодарить за позволение сделать это.
Вообще долг – это некий аналог шахматной вилки, предполагающий выбор: выполнить возлагаемые на вас обязательства или принять последствия их невыполнения, а не нечто довлеющее над вами и каким-то сверхъестественным способом лишающее выбора. Да и само слово «должен» эгоист использует по отношению к себе и другим эгоистам в значении «если я хочу добиться поставленной цели, мне необходимо».
Разговор про вину, стыд и совесть начну с цитаты из книги М. Е. Литвака «Принцип сперматозоида»:
«Человек, испытывающий чувство вины, тяжело больной человек. Здоровый человек при неудачах испытывает чувство досады.
Только Бог может испытывать чувство вины. ОН все знает, все может предусмотреть и, тем не менее, не делает так, как надо. Тогда, конечно, он виноват. Помни – ты не Бог и можешь ошибиться и сделать что-то не так. Какие же чувства испытывает здоровый человек, если совершает ошибку? Вы уже догадались – чувство досады. Итак, чувство вины испытывает человек с неосознаваемыми идеями величия («Я такой человек, который не должен никогда ошибаться») или человек, живущий чужими, «не переваренными идеями». Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо стать скромнее и не считать себя Богом, а чужие идеи или «отрыгнуть» или «переварить»».
Стыд и совесть тоже ничуть не лучше чувства вины, и вместе они образуют трехглавое чудовище, которое круглосуточно следит, чтобы вы не выходили за рамки дозволенного тем, что принято называть суперэго. Это неконтролируемая вами программа, которая в автоматическом режиме сверяет ваше поведение с запиханными в вашу голову в процессе воспитания списками «хорошего» или «плохого» поведения, которые передавались из поколения в поколения, трансформируясь в полуавтоматическом (лишь частично осознаваемом) режиме и позволяли людям сосуществовать с другими членами стада. Конечно, если у вас нет своей головы, этот монстр позволит вам как-то существовать, но именно как-то, не лучше. Ярким примером этого является облик истинных (руководствующихся нравственными нормами и беспрекословно подчиняющихся трехглавому монстру) интеллигентов, на которых невозможно смотреть без слез и смеха. Отсюда видно, что все те, кто пытается взращивать в вас эту троицу и взывают к ней, добиваясь от вас тех или иных поступков, являются паразитами, паразитирующими на вашем психологическом уродстве.
Конечно, одно только понимание сути стыда, вины и совести не избавит от них, так как они являются условными рефлексами, но позволит сначала не придавать им излишней ценности, а потом и избавиться от них с помощью толкового специалиста или (что намного сложнее) самостоятельно.
Паразитирование на жалости бывает двух видов: выпрашивание подачек и шантаж. Выпрашивание можно разделить на прямое и завуалированное. К прямому выпрашиванию относятся просьбы что-либо дать. «Желаемой монетой» могут быть материальные ценности, любовь, сочувствие, общение и так далее. Завуалированное начинается с просьбы дать совет, после чего советчик ставится в такие условия, что ему самому проще все сделать, чем объяснять «неумелому» просителю совета, что да как. Разумеется, не мне за вас решать, давать ли побирушкам то, что они просят. Я лишь могу предложить вам при столкновении с побирушкой подумать: с какой радости вы должны брать на себя частичное содержание этого человека? А когда вас попытается охмурить «неумеха», вспомните, что выполнение работы равносильно ее оплате, так что, делая что-либо за другого, вы фактически платите за него.
Шантаж выглядит как заявление о том, что, когда вы не выполняете требования шантажиста, ему становится плохо. Причем «плохо» нередко становится на самом деле в результате наличия у шантажиста невроза. Этим способом обычно пользуются небезразличные нам люди. Например, тревожные или гиперопекающие родители, когда мы поступаем не так, как нужно им. И здесь мы имеем еще одну шахматную вилку: с одной стороны, ущемление наших интересов, с другой – боль небезразличного нам человека. В такой ситуации нужно помнить, что, потакая его прихотям, мы способствуем дальнейшему усугублению его проблемы, поэтому, если шантажист вам действительно дорог, необходимо пресекать любые попытки шантажа без малейшего намека на жалость. При этом вам следует объяснить ему, что его поведение является результатом невроза, который надо лечить у хорошего психолога, а заодно начать жить своей, а не вашей жизнью. Вы же категорически отказываетесь играть в эти игры, что нисколько не означает наплевательство на шантажиста.
Со сверхвыгодой, думаю, все понятно. Она используется для жадных тупых лохов, у которых не хватает ума понять, что слишком привлекательной может быть только ловушка.
Вербальная упаковка – это прием, при помощи которого паразит-манипулятор пытается спрятать неприглядный смысл своих утверждений за их формой, являющейся своего рода скрывающей смысл упаковкой.
Первый вид упаковки – усложнение. Наиболее наглядно оно используется в якобы научной, философской эзотерической и особенно религиозной литературе, а также в бредовых телепередачах, когда за нагромождением умноподобных слов пытаются скрыть либо чушь, либо банальность, либо свое непонимание обсуждаемой темы. В этом случае, для того чтобы добраться до смысла, необходимо максимально упростить форму подачи информации, но без упрощения ее сути. То есть не стоит описание процесса эволюции сводить к фразе «человек произошел от обезьяны». Чрезмерное упрощение сути того или иного высказывания нередко используют для его якобы опровержения, но это уже выхолащивание самой сути информационного послания, а мы сейчас обсуждаем искажение его формы.
Второй вид – «красивые» или «ужасные» слова. Так, когда нам хотят что-то впарить как хорошее, используют красивые, эмоционально положительно окрашенные слова; а когда что-то «проклясть» – предельно негативные. Понимая, что красивое и красиво описанное - это далеко не одно и то же, мы, тем не менее, нередко обманываемся, реагируя на слова описания. Поэтому, чтобы добраться до смысла, нужно пересказать изначальный информационный посыл, используя эмоционально нейтральные и предельно обыденные слова.
Третий вид – умолчания, которые нужно вскрывать и критически анализировать. Хорошим помощником в этом деле является игра в «марсианина», которую я описал ранее.
Четвертый вид – сокрытие системы отсчета. Любые утверждения являются описанием ситуации с позиции утверждающего, которую нередко скрывают за безликими словами типа «надо», либо пытаются подать, как нечто объективное и независящее от позиции наблюдателя. В таких случаях необходимо определить позицию наблюдателя и постараться понять, что ему нужно в действительности, а потому уже решить, насколько его цели совпадают с вашими, и уже на этой основе делать соответствующие выводы.
Пятый вид – «обезоруживающие» утверждения. Самое популярное из них – вопрос: А что сделал ты?! Так вот, друзья мои, делать должны те, кто взял на себя соответствующие обязательства, и если они не хотят или не могут справиться с выполнением стоящих перед ними задач, это их недоработка, за которую они и должны нести ответственность, а не перекладывать ее на других подобными способами.
В заключение разговора о паразитах напомню, что все выше сказанное относится именно к паразитам или любителям игры в одни ворота, которых лучше всего изгонять из круга своего общения. Основанная же на принципе взаимовыручки или взаимной выгоды помощь – дело полезное.
Договариваясь об оказании помощи, заранее обговорите ее стоимость (которая может быть выражена в деньгах, ответной услуге, словесной благодарности, магарыче и так далее), и старайтесь не оставлять надолго того, кому помогли, в должниках, так как оставаться в долгу любят только паразиты, нормальные же люди чувствуют себя неловко в этой роли.
Из книги В Михайлова «Я и моя вселенная. Уроки эгоизма».