Введение
Workers & Resources: Soviet Republic - это экономическая стратегия в режиме реального времени, основной особенностью которой, является симуляция социалистической экономики. Это первая большая игра с реализацией этого типа экономики.
Официальный сайт игры: https://www.sovietrepublic.net/
Страничка игры на Steam: https://store.steampowered.com/app/784150/Workers__Resources_Soviet_Republic/
Еще один хороший обзор этой игры: https://zen.yandex.ru/media/gonerpach/kak-ia-svoimi-rukami-sovetskuiu-respubliku-postroil-opyt-igry-v-soviet-republic-5d64f2a695aa9f00ad3dbb44
В описании игры декларируется симуляция плановой социалистической экономики, но давайте разберемся так ли это на самом деле.
Первое, что бросается в глаза - это оформление игры в советском ситиле. Но что скрывается за этим фасадом. Давайте разбираться.
Определимся с понятиями
Будем использовать термины, как они понимаются в марксизме. Т.е. тому учению, откуда и вышла вся теоретическая база социализма и коммунизма.
Экономика - это производство и распределение материальных благ.
Социалистическая экономика содержит свои особенности производства и распределения.
Ключевым экономическим моментом социализма является общественная обственность на средство производства и плановое развитие хозяйства.
Политическим моментом является диктатура пролетариата. По крайней мере на первом этапе, пока социализм не превратится в полный коммунизм и классы исчезнут. Но на даннный момент, политический момент в игре практически не представлен. По планам автора он не планирует углублять эту ветку. Но и только с экономической частью есть во что поиграть и что посмотреть.
Поэтому сосредоточимся на экономической части.
В игре нет никакого обособленного субъекта в интересах которого идет развитие хозяйства. Какого-то одельного лица или группы лиц.
Поэтому можно считать, что субъектом явлется весь народ и мы будем развивать страну в интересах всего общества.
Цель социалистической экономики: обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества. Так что с этой стороны в игре все в порядке, в ходе развития республики мы будем улучшать условия для всех жителей как материальные, так и духовные.
Интервью автора игры с разяснением некоторых моментов: https://vk.com/@strategicon-intervu-s-razrabotchikami-workers-resources-soviet-republic
Географическое положение
Начнем с географии. Республика зажата между двумя большими экономическими блоками. С одной стороны она граничит с капиталистическим миром, с другой стороны с коммунистическим.
Видимо на эту идею авторов подтолкнуло расположение их родной страны. Главный разработчик игры из словакии. А во времена Советского Союза чехословакия как раз находилась на стыке блока НАТО и Варшавского договора.
Вообще немного странно выглядит, когда слабая страна имеет в наличном виде социалистическую экономику. Гораздо правдоподобнее выглядит ситуация если вы обустраиваете отдаленую территорию большой державы. Тогда начальная ситуация выглядит гораздо правдободобнее.
Банк и денежная система
Поскольку игра - это экономический симулятор, то здесь не обойтись без банка, который в социлистической экономике осуществляет учет и контроль. Банк здесь один. Т.к. страна граничит с двумя лагерями, то банк имеет два счета в долларах и в рублях. Эти средства нужны для закупки материалов, оборудования и найма рабочих за рубежом.
Внутри страны денежный оборот отсутствует. Т.е. опять же признак коммунистической системы распределения - отсутствие денег. Ресурсы для граждан распределяются по потребностям. Хоть в игре и есть разные "торговые центры", но по сути - это просто места выдачи продуктов.
Чтобы пополнять валютные счета необходимо торговать с соседними странами. Т.е. необходимо экспортировать товар. Для этого на границах существуют пограничные пункты, куда физически небходимо доставить товар. На границе он продается и превращается в рубли или доллары. Вид валюты зависит от того к границе какого блока вы подвезли товар.
Импортировать товары гораздо проще. При постройке здания ставим галочки "Построить за рубли" или "Построить за доллары" и на здание будут выделены необходимые средства. Ничего никуда возить не надо.
Трудящиеся
Первым важным элементом, который вынесен даже в название игры, являются трудящиеся. Социальная составляющая симуляции выглядит очень хорошо.
Взрослое население делится на три группы:
- интеллигенция - люди с высшим образованем. На производствах требуются в меньшем количестве, но очень востребованы в системе образования.
- рабочие - люди со средним образованием. Основная рабочая еденица на всех предприятиях.
- люмпен пролетариат - необразованное взрослое население. Не ходит на работу, а лишь праздно шатается и потребляет ресурсы.
На данный момет в игре нет симуляции преступности. Но в будующем планируют ввесли милицию и наличие люмпен пролетариата, возможно будет влиять на книминогенную обстановку.
Если построить достаточное количество учебных заведений необразованные граждане могут получить образование и стать рабочими.
Для того, чтобы каждый гражданин стал полноценным работником, существует развитая система образования.
Все начинается с деского сада. Если нет десткого сада, то родители сидят с ребенком и таким образом исключены из трудового процесса. В общем очень реалистично.
Далее идет школа - для детей постарше. В игре, люди окончившие школу, становятся работниками.
Для тех кто хочет продолжать обучение дальше предусмотрено несколко видов высших учебных заведений. Для ВУЗов предусмотрено даже общежитие, чтобы студенты не мотались из дома на учебу. ВУЗЫ так же проводят научные разработки, которые позволяют строить новые виды объектов.
Т.е. образованию в игре уделена важная роль и чуствуется забота о гражаданах с самого юного возраста. Обучение бесплатно. Т.е. в этом аспекте игра тоже соответствует социалистической экономике.
Не забыт и досуг граждан для них есть кинотеатры, стадионы, корты.
Хотя можно построить и алкогольный бар. Это немного улучшает лояльность, но портит здоровье.
Конечно не обошлось без медицины. В игре есть поликлинника и скорая помощь.
Если в доме возник пожар, то приедет пожарная охрана. Пожарную станцию, конечно, надо построить.
Очень интересное отношение к религии. Изначально у жителей есть подтребность в религиозных обрядах. Но строить новые церкви в игре нельзя, таким образом от игрока требуется, чтобы жители постепенно изживали в себе эти старые пережитки и переключались на более прогрессивные занятия спортом и культурный отдых.
Особым моментом является найм рабочей силы из-за границы. При найме рабочих из социалистического лагеря приходят более образованные и здоровые рабочие. Если нанимать рабочих из капиталистических стран, то в они менее образованы и имеет более хилое здоровье.
А специалистов с высшим образование можно нанять только из социалистического лагеря.
Промышленность
Вторым важным элементом являются ресурсы. Источником ресурсов является промышленность.
С точки зрения промышленности и промышленных цепочек игра не дает ничего уникального. Но уникальность игры заключатся в распределении результатов работы промышленности. Весь произведенный продукт или его часть могут быть направлены в общественные фонды. В игре фонды представленым различными сладами и хранилищами. Далее из этих хранилищ можно будет черпать ресурсы для дальнейшего развития. Подробнее про это далее.
Или эти же ресурсы можно вывести заграницу, получить валюту и вложить в те отрасли, которые еще не успели развиться.
Сельское хозяйство
На селе можно строить совхозы. Через совхозы идет производство сельхозпродукции в город и поставка ее на пищевые комбинаты.
В начале часть продовольственных ресурсов приходится закупать зарубежом, но вполне можно выйти на самообеспечение сельхозпродукцией. Производство сельхозпродукции весьма упрощенное, но достаточное, чтобы повозиться и производить всю продукцию самостоятельно.
Опять же совхозы могут быть достаточно крупными. Они зависят от того сколько запланировано собрать урожая. Сколько всего надо засевать.
Опять здесь виден элемент социалистической экономики.
Транспорт
Транспорт в игре очень разнообразен. Представлены все виды транспорта: дорожный, железнодорожный, водный и авиационный(на момент написания статьи он в стадии разработки).
Большое внимание уделяется именно общественному транспорту. С самого начала нам доступно автобусное сообщение. Так же можно строить троллейбусы, трамваи, электрички.
Общественнй транспорт помогает развозить работников по заводам, а учеников по учебным заведениям.
Т.к. экологический вопрос тоже учитывается, поэтому строить дома рядом с объектами тяжелой и химической промышленности не очень хорошо. Там люди больше болееют и более недовольны. Поэтому лучше наладить общественный транспорт и возить людей из жилых районов.
Личный транспорт тоже есть, но ему уделятеся лишь второстепенная роль. Сначала необходимо построить автозавод, чтобы жители могли приобретать автомобили. Но и о стоянках не забыли. Если жители начинают пользоваться личным автотранспортом, то можно строить автостоянки.
Модели техники соответсвуют образцам 60-80 годов. И тем кто застал эту технику в жизни она приятно радует глаз. Причем модели техники выполнены на очень хорошем уровне.
В игре отдается приоритет общественному транспорту, что опять соответсвует принципу социалистической экономики.
Плановая экономика
Социалистическая экономика позволяет обходится без денег для своего развития. Игра предоставляет игроку такую возможность.
Для полной имитации социалистической экономики игроку необходимы материальные ресурсы и люди для того, чтобы создать нечно новое. И в игре есть такой механизм. Он называется "Строительная контора".
Эта контора позволяет нам развиваться используя только продукты, находящиея на складах. Конторе необходимо указать источники ресурсов, закупить всю необходимую технику.
Далее мы планируем строительство новых объетов без использования валюты, а контора, по мере появления всех необходимых материалов, начинает строительство.
Этот элемент самодостаточной экономики является, наверное, наиболее интересным и уникальным и явно выраженным элементом данной игры.
Как мы видимо опять реализуется принцип социалистической экономики. Продукты используются в экономике не через обмен, а через общественные фонды потребления
Исчезновения различия между городом и деревней
Одним из лозунгов в манифесте коммунистической партии было стирание различия между городом и деревней. В игре можно реализовать такой сценарий, где населенные пункты будут небольшие, зеленые со всей необходимой инфраструктурой. И город от деревни можно будет отличить разве что по типу предприятий на которых трудятся большинство жителей населенного пункта.
Строго говоря это можно сделать в любом экономическом симуляторе. Хорошо, что и это здесь учтено.
Внешняя торговля
Как было показано выше, многие аспекты игры позволяют реализовать социалистическую самодостаточную плановую экономику. Но на первых этапах без внешней торговли не обойтись. Т.к. молодая республика требует того, что она пока сама производить не может.
Так же можно импортировать или экспортировать электроэнергию. Что тоже интересно. На первых порах можно даже обойтись без своей электростанции, импортирую всю электроэнергию заграницу. А если своей электроэнергии образовался избыток, ее можно продать.
Игра в режиме песочницы
Если вам надоело управлять, зарабатывать и расходовать. Можно просто в ключить режим песочницы (режим неограниченных ресурсов) и строить все и как хочется в любых количествах (пока есть место на карте).
Можно, например, сделать симулятор транспорта и просто гонять поезда и автомобили и смотреть как слажено работает транспортный механизм. Или можно поэкспериментировать с игровыми механиками. Например посмотреть как будут вести себя жители, если им кинотеатр построить в 5 километрах от их домов.
Интересные особенности
Но в то же время данная игра может симулировать экономику России 21 века. В игре можно просто построить много нефтяных качалок и гнать нефть напрямую за границу. Даже без переработки. Для этого типа производства людей вообще не надо. А поскольку на территории нет населения, то и защитить ее никто не сможет и землю может прибрать к себе любой сильный сосед.
Но таким образом играть совершенно не интересно. Существуют десятки игр симуляции капиталистической экономки, если хочется попробовать нечто подобное.
Интерес игры как раз в том, чтобы развиться до такого состояния, когда страна будет независима. Попробовать реализовать идеи Чучхе на практике т.е. сделать «опору на собственные силы».
Заключение
Можно сказать, что игра держит свои обещания. В ней действительно релазовано много элементов социалистической модели экономики.
Отсутсвие денег, планирование, использование только внутренних ресурсов для развития.
Если вы читали много книг о социалистической экономике. Представляете как она должна работаь, то данная игра дает хороший шанс попробовать свои силы на практике. Конечно здесь много условностей, есть некоторые огрехи в управлении. Но это единственное, что есть на данный момент, где социалистическая модель экономики реализована в полной мере.
Игра находится в развитии и в планах еще много всего интересного. Но и на данном этапе игра уже достаточно зрелая, чтобы в нее можно было с интересом поиграть.