«Так скучно, что даже простой сквозняк — развлечение», - унылым тоном говорит глав-герой трёхсерийного телефильма с увлекательным наименованием «Приключения принца Флоризеля» (1981).
Впрочем, и сама кинокартина — такая же, как персонаж Олега Даля, то есть скучная, с потугами на массовый эстетизм (пышность оранжерей и блеск шкатулок).
Но есть и приятный нюанс: киноверсия сделанная в СССР всё-таки интереснее первоисточника с ещё более шикарным названием - «Клуб самоубийц» Роберта Льюиса Стивенсона, скажем, не самой лучшей его книги.
Почему советский вариант изначально был подан, как «Приключения принца Флоризеля» - понятно: цензуре не понравился дух триллера, таящийся в самой формулировке. Это уж слишком — клуб самоубийц!
Нет, только приключения. Сейчас эту ленту можно смотреть исключительно в виде отрывков и вообще всем запомнился «Портрет Клетчатого», давший кое-какое представление нам-детям о кубизме.
Да, в мои 10 лет, ещё и на даче это смотрелось неплохо. В дождь. Хотя, аналогичный по духу и смыслу «Шерлок Холмс» с Василием Ливановым был бы предпочтительнее. В любое время! И теперь!
Сейчас эту нудьгу с Флоризелем выдержать невозможно — она утомительна, а местами — халтурна, как очень многие костюмно-исторические «водевили», которыми славилось кино 1970-х — начала 1980-х.
Тогда всё более-менее цветасто-претенциозное, особливо с изящными шляпками, сочными видами и блеском драгоценностей шло «на ура». Любовь Полищук в роли Жанетт и вовсе - дива.
Людям остро не хватало зрелищности и, разумеется, после саги про колхозное перевыполнение плана, ...похождения (пусть и вялотекущие) господ в канотье смотрелись неплохо. Человек любит яркое.
Попробовав пересмотреть этот ретро-детектив уже в конце 1980-х, я поняла, что актёрам будто бы неинтересно играть и они с трудом сдерживают зевание.
Донатас Банионис в роли Председателя не проявляет никакой инфернальной харизмы. В кадре есть некоторое мельтешение и даже вопли — например, гнев леди Венделер (Елена Соловей)...
Или страстный шёпот богослова (Евгений Киндинов), ...шёпот, обращённый к алмазу..., но всё это нудно-тусклые попытки. Сюжет сумбурен и при этом — тосклив. Всё в полусне. Даже драки.
На этой литературной основе можно было бы сделать более интенсивное зрелище и уложиться в две серии, но позднесоветскому деятелю искусств так нравилось погружаться в игрушечный Запад, что тягомотину растянули на три вечера.
Убийства в этой истории тоже — опереточные. Тут всё сосредоточено на видовой части — на шляпках, оборках, эполетах, оранжереях и дворцах. Сейчас эта картонная роскошь не трогает совершенно.
Именно потому что фабула потеряна в мишуре, а в памяти остаются лишь те работы, где главное — сюжет, а не пеньюары леди Венделер и умопомрачительные сюртуки Флоризеля.
Zina Korzina (c)