ДОТ, или дистанционные образовательные технологии, применяются широко во всем мире уже достаточно давно. Сеть Интернет предоставила нам возможность учиться из любого конца мира, что значительно расширяет спектр учебных ресурсов как для обычных людей, так и для студентов и школьников, кто по тем или иным причинам не может посещать занятия.
Однако, несмотря на радужность этой возможности, ситуация, развивающаяся в настоящее время в наших школах, грозит, по мнению многих экспертов, временным крахом общеобразовательной системы в России. Конечно, про полный крах говорить преждевременно, можно отнестись к этому как к большому эксперименту (каких только с системой образования не проводили за последнее время!). Поэтому считаю необходимым отметить определенные трудности и предложить пути их преодоления. Читая ежедневно жалобы учителей, учеников и их родителей на ужасные проблемы с применением ДОТ во время периода вынужденных каникул и самоизоляции, прихожу к пониманию, что в образовательный процесс вмешиваются еще ряд ситуаций, с которыми в обычной российской школе не так часто приходится сталкиваться. Во-первых, это отсутствие одинаковых условий для получения образования в системе ДОТ:
- у кого-то есть свой планшет или компьютер,
- у кого-то он один на всю семью, приходится его просить у старших, что доставляет обеим сторонам дискомфорт,
- у кого-то вообще нет в семье компьютера (в том числе по идейным соображениям родителей),
- возможности по обеспечению всех пользователей достаточной скоростью Интернета в разных районах и у разных провайдеров отличаются существенно.
Это создает стрессы, которые ранее для обучающихся были не актуальны. Во-вторых, необходимость родителям дисциплинировать и организовывать детей, находящихся дома так, чтобы они учились. Это доступно далеко не всем. Под доступностью я имею в виду в том числе и понимание, что в нынешних условиях это абсолютно необходимо.
Весь вал негатива и отчаяния родителей от неспособности заставить ребенка учиться часто вываливается на учителя, который вынужден не только быстро и надежно разобраться в проблеме, но и отстоять необходимость проведения занятий. Положение учителей в этой ситуации крайне незавидное. В-третьих, дети, которые не привыкли учиться дистанционно, также испытывают стресс. Они привыкли в сети ОБЩАТЬСЯ, а не УЧИТЬСЯ, им сложно воспринять задания, они оказываются не готовыми к дистанционной работе, потому что длительное пребывание дома воспринимается ими как каникулы. За этими проблемами в целом кроется еще и невозможность адаптироваться к своей роли дома как ученика, а не как ребенка. Как учителям справиться с этой ситуацией?
1. Постараться отнестись к этому, как к вызову современного общества, как к новому опыту, который позволит развиваться дальше. И даже те ошибки и проблемы, которые возникнут сейчас во время освоения ДОТ обеими сторонами процесса, впоследствии послужат хорошим опытом и создадут базу для развития этих современных образовательных технологий в будущем.
2. Обратиться к опыту коллег, ведущих такие занятия уже давно. Те, кто ведет вебинары, имеют практические навыки работы с аудиторией, находящейся вне визуального доступа, работы с камерой и ведения общения одновременно - и устно, и в чате с большим количеством людей. Найдите в своем окружении или вспомните коллег, с которыми Вы, возможно, познакомились ранее, но не поддерживаете постоянных контактов. Сейчас самое время собрать максимальное количество информации, обратившись к более опытным коллегам за советами и помощью.
3. Определить свои границы и обозначить их родителям и ученикам (например, что вы в доступе до 23 часов, не позже, что Вы отвечаете на все вопросы после занятия и т. д.). Желательно, чтобы вас в этом поддержала школа каким-то официальным документом. Многим родителям бывает непонятно, почему так – ведь теперь в их личное пространство вторглась школа со своими заданиями, а почему я не могу вторгнуться в личное пространство ее представителя – учителя?
4. Напоминать родителям, что они сейчас временно должны взять на себя обязанности по организации учебного процесса, что подразумевает дисциплину и расстановку приоритетов для школьника в течение дня.
5. Предложить родителям имитировать учебный процесс – одевать ребенка, как в школу, то есть обучаться дома, но не в домашней одежде. Выделить, по возможности, одно постоянное место для занятий, исключить возможные внешние источники отвлечения. Составить план поощрений ученика за хорошую качественную работу именно в период обучения дома.
6. Обеспечить собственный комфорт дома, по возможности стараться не перегружаться и также соблюдать график работы.
7. Отмечать позитивные стороны применения ДОТ для себя и для учеников.
В целом, применение ДОТ – это внедрение инновационных технологий, которые используют очень во многих странах мира, просто у нас оно немного затянулось и ситуация с самоизоляцией поможет нам выйти на новый уровень!