Имя жены офицера Османов упоминается рядом с ним не так уж часто. Судьба султанши содержит много неоднозначных фактов, и, может быть поэтому, ее не особо вспоминают.
Связанные династией
Вероятно, судьба связала Девлетшах и Бали-бея раньше, чем они родились на свет. Все начиналось еще в 60-е годы XV века, когда в Амасье примерно в одно и то же время появились две девушки. Одну привезли из Абхазии, другая выросла на южных границах империи. Обе были принцессами династий - Ширин принадлежала к знатному абхазскому роду, матерью Бюльбюль была тюркская княжна.
Спустя время ставшие фаворитками шехзаде Баязида принцессы, осчастливили наследника детьми. Бюльбюль удалось стать любимицей сына султана, а Ширин через несколько лет отдалили от его персоны. Однако она успела родить и шехзаде, и султаншу. Почти в одно и то же время в Амасье родились две девочки от разных матерей, но одного отца.
Назвали их Айнишах и Хюма. Хюма, как и мать Ширин, была более приближена к отцу, она часто проводила время с обоими родителями. Айнишах доставалось меньше внимания. Но все же они были почти ровесницами, так что сблизились, пока росли в гареме отца. Когда сестрам исполнилось около двадцати лет, отец взошел на трон. Семья переехала в столицу, где началась совсем другая жизнь.
На руки дочерей султана претендовало много женихов, но отец не торопился. Наконец 28-летнюю Айнишах отправили под венец. Султан нашел ей мужа из своей же родни. Кузен Айнишах Гедик Ахмед был сыном любимой сестры отца Гевхер. С Баязидом они выросли в одном санджаке, так что договорились легко.
Отца своего принц не помнил, он воспитывался в сложной обстановке тюркского княжества, наследником которого был.
Династия Ак-Коюнлу ссорилась меж собой, поэтому мать принца и попросила брата поддержать ее. Айнишах попрощалась с сестрой и уехала в Тебриз к супругу. Там ей предстояло стать правительницей династии, вскоре Гедик Ахмед взял власть в свои руки.
Но и его детям было суждено отца не увидеть - свою мать, жену и малую дочь Девлетшах он оставил без поддержки. Вместе со всеми Айнишах вернулась к отцу с малышкой на руках. Хюма встретила сестру еще невестой. Она все еще была не замужем, хотя ей уже близилось к сорока годам. Наконец султан пожелал наградить бейлербея Румелии Яхъю из рода Малкочоглу и посчитал, что жена-султанша для него отличный повод продвинуться по службе.
Когда Хюма стала матерью султанзаде, Яхъя тут же получил пост в Диване.
Однако брак оказался вполне счастливым и вскоре появилось еще несколько мальчиков. Всех отец готовил к службе государству.
Сын султанши и офицера
Средним сыном пары был Бали. Хюма и Айнишах снова были рядом и могли воспитывать детей вместе. Обе жили в столице, Айнишах хранила верность ушедшему мужу, а Хюма растила детей при дворце. Но и она тоже вскоре осталась с сыновьями одна. Так что обе султанши держались друг за друга - ни одна из них больше не хотела браков.
Повзрослев, Бали-бей покинул семью ради службы в провинции, а Девлетшах осталась при матери. Однако она знала, что обе султанши давно решили, что снова породняться. Ее намеревались сделать невестой одного из сыновей тетки Хюмы.
По стечению обстоятельств именно Бали отличился в походе нового султана Сулеймана и снова вернулся домой к матери.
Ждать было больше нечего, Девлетшах отдали замуж за Бали-бея. Однако любви в этом браке оказалось мало. Некоторое время Девлетшах жила спокойно, но из-за постоянных отлучек мужа в походы заскучала.
Говорят, что султаншу подозревали в неверности супругу и даже докладывали об этом во дворец. Однако он не развелся с женой, хотя имел на это право. Девлетшах была султаншей династии, которой служили все славные предки Малкочоглу.
Вероятно, честь этой семьи была важнее для офицера, сделавшего для империи так много.
Рассказы о Девлетшах как о не достойной его жене со временем превратились в слухи и не стали достоянием истории. А память о подвигах Бали-бея как раз осталась важной вехой в истории Османов.