Найти тему
Популярная авиация

Что ждет самолет, попавший в грозу?

Оглавление

В авиации существует понятие, называемое опасными метеорологическими явлениями. К ним относятся такие погодные условия, полеты в которых воздушным судам запрещены руководством по летной эксплуатации. При этом, определенное явление погоды может быть одновременно опасным для одного самолета и приемлемым для другого. Например, слабое обледенение в зависимости от того, оборудовано воздушное судно противообледенительной системой или нет. Гроза относится к тем атмосферным явлениям, полёты в которых запрещены всем без исключения типам пассажирских самолетов. Почему же гроза столь опасна для гражданской авиации?

Условия зарождения грозовых облаков

Гроза характеризуется интенсивным образованием облаков, сопровождающимся раскатами грома и разрядами молний. Чаще всего это явление наблюдается в теплое время года. Наличие подогретого влажного воздуха у поверхности земли - главное условие зарождения грозового облака. При определенных условиях воздушные массы, перемещаясь вдоль поверхности Земли, сжимают этот воздух, "подбрасывая" его вверх со значительной скоростью на высоту до 10-15 километров. Охладившись в верхних слоях атмосферы, воздух начинает столь же стремительно двигаться вниз. Так зарождаются самые опасные для авиации облака вертикального развития - грозовые облака, называемые метеорологами кучевыми и кучево-дождевыми.

Знаете ли вы, что при упоминании кучево-дождевых облаков часто используется их латинское название, похожее на заклинание из сказок о магах: cumulonimbus?

Гроза самолетов

Звуковые и световые эффекты, сопровождающие грозы, заставляли трепетать человека в древности, но на авиаторов они не производят особого впечатления. Ведь широко известно, что молнии, как правило, не наносят вреда самолету, а о громе и говорить не приходится.

Молния по статистике в среднем попадает в самолет 1 раз за 1000 полетов! Получается, каждый интенсивно летающий пилот лично сталкивается с этим явлением в рейсе 1 раз в 2-3 года.

Облако вертикального развития
Облако вертикального развития

Практически все остальные явления, происходящие в грозовом облаке, несут серьезную опасность для воздушных судов.

Теплый воздух, поднимаясь высоко вверх, охлаждается. Влага, находящаяся в нем, конденсируется, превращается в капельки воды, которые слипаются между собой. Поднимаясь выше, эти капли замерзают и превращаются в кусочки льда - градины. Встреча с градом чревата для самолета, летящего со скоростью более 800 км/ч, смертельной опасностью.

Крупные градины на поверхности водоёма
Крупные градины на поверхности водоёма
Любопытно, что градины, подбрасываемые восходящим потоком воздуха к верхней границе грозового облака, могут вырастать в огромные булыжники весом до 500 граммов каждый. Уже, двигаясь вниз к поверхности земли, они ударяются друг о друга и дробятся на более мелкие частицы.

Восходящие и нисходящие потоки воздуха могут за очень короткое время подбросить самолет на несколько сотен метров или даже несколько километров в верхние слои атмосферы, где его двигатели и рулевые поверхности станут неэффективными, или наоборот: прижать воздушное судно также резко к земле вплоть до столкновения с поверхностью.

Перемещение воздуха с большой скоростью приводит к образованию зон турбулентности в грозовом облаке. Попадание в эти области может подвергнуть самолет воздействию перегрузок, превышающих запас прочности планера, то есть способных разрушить его в воздухе.

К перечисленным смертельно опасным явлениям, наблюдаемым в грозовом облаке, добавляются обледенение, шквалы, ливневые осадки, сдвиги ветра.

Мы выяснили, что гроза сопровождается целым комплексом опасных метеорологических явлений, каждое из которых само по себе несет серьёзную угрозу безопасности воздушного судна, находящегося в полете. По этой причине пилотам гражданской авиации во всем мире категорически запрещается приближаться, а тем более входить в грозовые облака. К счастью, все экипажи строго придерживаются этого правила. Для обхода самолетами опасных районов применяются одновременно дублирующие друг друга меры, о которых я писал в предыдущей статье.

Если статья показалась вам интересной, вы можете поощрить автора, подписавшись на канал.