Повесть о настоящем человеке. СССР, 1948. Режиссер Александр Столпер. Сценарист Мария Смирнова (по одноименной повести Бориса Полевого). Актеры: Павел Кадочников, Николай Охлопков, Алексей Дикий, Василий Меркурьев, Тамара Макарова, Людмила Целиковская, Лев Свердлин, Чеслав Сушкевич, Виктор Хохряков, Борис Бабочкин, Любовь Соколова и др. 34,4 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Главный фильм режиссера Александра Столпера (1907-1979) – «Живые и мертвые» (1963), но и военная драма «Повесть о настоящем человеке» остается востребованной зрителями.
В свое время советские кинокритики писали об этом фильме в рамках доминировавших идеологических концепций. К примеру, в «Краткой истории советского кино» подчеркивалось, что «исполнитель роли Мересьева П. Кадочников при внешней скованности движений, обусловленной физическим состоянием героя (тяжелое ранение обеих ног),овладевает вниманием зрителя передачей тончайших оттенков переживаний летчика. … Одна из важнейших тем фильма – воспитательная роль Коммунистической партии – воплощается здесь в образе комиссара Воробьева» (Грошев и др., 1969: 341-342). Грошев А. и др. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969.
Сегодня зрителей, разумеется, привлекают мужество и подвиг главного героя (далее цитируются зрительские отзывы, опубликованные на портале кинотеатр.ру):
«И фильм, и повесть любимы с детства. Подвиг Алексея Маресьева уникален, и никакие голливудские супергерои ему в подметки не годятся. Меня всегда потрясает сцена, когда Маресьев пляшет на протезах! Кадочников сыграл превосходно!» (НВЧ).
«Фильм очень жизнеутверждающий и позитивный! На таких людях, как А. Маресьев, надо учиться жить и преодолевать трудности!» (Аданов).
«Фильм потрясающий, сильный! Кадочников - гениален!» (Викся).
«Нет слов... просто нет слов. И если честно, до сих пор не верится в то, что есть такие люди. Что был такой ЧЕЛОВЕК! Вот уж, действительно, невероятнейшая сила воли и духа» (Кадеточка).
Итак, это были мнения кинокритиков и кинозрителей…
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020