Найти тему

Из гаража в индустрию: эволюция игровой индустрии

Игры сейчас популярны и значимы. Индустрия зарабатывает многие миллионы долларов, то и дело выходят любопытные инди-игры, а турнирами киберспорта никого не удивишь. Но так было не всегда. Посмотрим же, какой путь прошла наша дорогая геймдев-индустрия.

Любое явление, от театра до игр, проходит определённый путь. Сначала все относятся с иронией или опаской, как к чему-то несерьёзному и потенциально вредному, потом начинают понемногу интересоваться и вникать. А дальше... Фортнайт в каждом доме с ребёнком. Проследим же основные этапы эволюции развития игровой индустрии и отношения общества к играм.

Этап первый: игры как забава (1980–1990)

1980-ые... ракеты бороздят космос, а офисы уже уставлены большими шкафами — тогда так выглядели компьютеры. Игры были и раньше — в 1940 вышла первая компьютерная игра и первый игровой автомат Nimatron, а в 50-ые «крестики-нолики» заглянули на компьютеры. Но по-настоящему массовой и прибыльной эта забава стала именно в 1980-ых: стали появляться первые игровые журналы, телеканалы стали выпускать сюжеты об этом развлечении.

Этап второй: игры как мейнстрим (1990–2000)

В это десятилетие возникли шутеры от первого лица, MMO и RTS. В 1992 году вышел ремейк Castle Wolfenstein под названием Wolfenstein 3D — игра стала культовой, хотя и 3D там ненастоящий, но эта технология (локации действительно трёхмерные, а вот враги — двумерные спрайты) легла в основу DOOM 1993 года, определившей жанр шутеров от первого лица.

Игры сейчас популярны и значимы. Индустрия зарабатывает многие миллионы долларов, то и дело выходят любопытные инди-игры, а турнирами киберспорта никого не удивишь. Но так было не всегда.

EA в 1994 выпустила Need for Speed, на долгое время задавший правила, по которым делали аркадные гонки, а GoldenEye 007, вышедшая в 1996 году, впервые подавала сюжет через диалоги. 1997 и 1998 игры начали активно пугать: вышли Resident Evil и Silent Hill. Но и не только пугать: вышли Fallout 1 и 2, сильно повлиявшие на все RPG и постапокалиптические игры. А уж GTA, начавшая эру судебных тяжб с игровыми разработчиками и открывшая культовую серию угона и беспредела, вышла в 1997 году.

Игры сейчас популярны и значимы. Индустрия зарабатывает многие миллионы долларов, то и дело выходят любопытные инди-игры, а турнирами киберспорта никого не удивишь. Но так было не всегда.-2

Этап третий: ура, индустрия! (2000–2010)

Игры, влиявшие на мир и восприятие игроков, стали выходить ежемесячно: 4x4 Evolution, Serious Sam: The First Encounter, «Казаки: Европейские войны», «Дальнобойщики 2», Gran Turismo 3: A-Spec... Стали бешено развиваться экшены всех мастей и симуляторы, в том числе автомобильные. Геймплей стал усложняться — разработчики, стремясь удивить и привлечь внимание, экспериментировали с 3D, прокачкой, стрельбой, тактикой, способами подачи сюжета... Стали появляться игры по фильмам — «Гарри Поттер», «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор», «Индиана Джонс» и другие открыли эру удачных или не очень портов на разные устройства и игр по контракту — и кинематограф признал игровую индустрию.

Этап четвёртый: сегментация игроков (2010–2020)

Прошлое десятилетие стало наиболее, пожалуй, противоречивым. С одной стороны, стали активно появляться конвейеры всяких популярных серий: Call of Duty, Assasin's Creed и Need for Speed стали выходить каждый год и превратились в игровые блокбастеры. С другой стороны, игровая мода стала меняться чаще: PUBG запустил тренд на баттл-рояли, который потом возглавил Fortnite — и эта игра даже сильнее, чем Minecraft и World of Tanks смогла завлечь миллионы игроков, которым раньше игры были неинтересны. Одновременно становилось больше и нишевых игр (Dark Souls как мрачный пример), и массовых (Witcher 3). И те, и другие активно стали зарабатывать деньги. Epic Games Store внезапно подвинул Steam со своими раздачами игр, а мобильные игры теснят ПК и консольные. Впрочем, только на первый взгляд: все они просто раздвигают горизонты, открывая нам новые виды.

Этап пятый: заключение (2020–что дальше?)

Новое десятилетие обещало новые консоли и развитие технологий лучей. Но все омрачили всем известные события. К чему они приведут и как изменят жизнь людей и в том числе игровую индустрию — неизвестно. Будем следить и разDOOMывать.

Игры сейчас популярны и значимы. Индустрия зарабатывает многие миллионы долларов, то и дело выходят любопытные инди-игры, а турнирами киберспорта никого не удивишь. Но так было не всегда.-3