Одно из основных правил, которое навсегда усваивает любой пилот еще с первых дней нахождения на учебной скамье, - ни при каких обстоятельствах не допускать попадания самолета в грозовые облака. Насколько современные лайнеры защищены от непреднамеренного нарушения этого табу? Рассмотрим ответ на этот вопрос в статье.
Предупрежден - вооружен
Готовясь к рейсу, командир воздушного судна изучает информацию о фактической и прогнозируемой погоде, предоставленную метеорологической службой. В том случае, если по маршруту полета наблюдается или прогнозируется грозовая деятельность, должны быть приняты во внимание пути перемещения ее очагов и намечены возможные пути обхода.
Знаете ли вы, что на Земле в среднем наблюдается более 45 тыс. гроз ежедневно?
Избежать попадания в грозовые облака экипажу помогает не только метеорологический прогноз, но и оборудование объективного наблюдения - наземные и бортовые погодные радары. Сегодня все современные реактивные лайнеры оборудуются этими устройствами.
На рисунке ниже приведено изображение монитора такого радара, расположенного в кабине пилота.
При абсолютно ясном небе на экране отображаются только навигационные и другие информационные элементы, а фон остается абсолютно черным. В том случае, если радар в передней полусфере по курсу полета самолета фиксирует облака с большим содержанием влаги, в соответствующем месте на мониторе радара появляется цветная засветка. Цвет облака или его части сообщает пилоту о том, насколько оно насыщено влагой, что косвенно говорит о степени опасности этого метеорологического образования.
Ниже в коротком видеоролике наглядно показано, как на экране погодного радара отображается облако и каким его видит в этот момент пилот через окно кабины. Это весьма интересно, кликните по кнопке "play":
При наблюдении грозовых облаков по маршруту полета экипаж обходит их, если же это невозможно - принимает решение о возвращении на аэродром вылета или о совершении посадки на запасном аэродроме. Такие же действия предпринимаются пилотами и в том случае, когда гроза наблюдается или прогнозируется в районе аэродрома назначения.
Как мы убедились, современные самолеты весьма надежно защищены от непредвиденного попадания в столь опасные для авиации очаги грозовой деятельности. Даже в случае отказа бортового погодного радара, экипаж всегда будет проинформирован о местонахождении и пути перемещения грозовых облаков, наблюдаемых наземными радиолокационными станциями.
В следующей статье мы поговорим о явлениях, с которыми столкнется экипаж самолета, по непостижимой причине все-таки залетевший в грозу.
Если статья показалась вам интересной, вы можете поощрить автора, подписавшись на канал.