(1 Коринфянам 5)
Первые четыре главы 1 Коринфянам объединяет обеспокоенность Павла появлением в церкви фракций. К этим разделениям привела гордыня некоторых братьев в Коринфе (4:19). Рассмотрев это отсутствие единства, апостол перешёл к другой проблеме. Эти христиане, возгордившись, поставили под сомнение полномочия Павла (см. 4:18). Павлу необходимо было разобраться с этой проблемой, и он это сделал.
Однако та же гордость, заставившая некоторых коринфян подвергнуть сомнению апостольские полномочия Павла, привела их к тому, что они пренебрегли святостью, которая должна характеризовать тело Христа. Хотя этическая система (система нравственных ценностей), в центре которой находится Бог, всегда была основополагающей в служении Богу, нигде не говорится о том, что апостол обсуждал с коринфянами этические вопросы. Тем не менее, сейчас внимание апостола привлекла серьёзная проблема. Человек, считавший себя членом церкви, с которым коринфские христиане были в полноценном общении, открыто жил с женой своего отца. Ясно, что Павел был поражён этим сообщением.
Поведение этого человека было непростительным, и Павел не мог понять, почему церковь мирилась с этим грехом, не испытывая никаких угрызений совести. Виновна в этом была вся церковь целиком.
ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЕХА (5:1–5)
«Есть верный слух, что у вас появился блуд, и притом такой блуд, какого не слышно даже у язычников, что некто имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело — в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силой Господа нашего Иисуса Христа — предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа».
Стих 1. Павел сразу же даёт понять, что предстоит не лёгкая, поверхностная дискуссия об этом грехе. Как гром, прозвучали его вступительные слова, обращённые к его читателям. «Есть верный слух», — начал он. Люди, носящие имя Спасителя и Искупителя Иисуса Христа открыто одобряют блуд, который заставляет краснеть даже язычников. Павел не обращается ни к мужчине, ни к женщине, ни к ним вдвоём. Он разочарован всей церковью. Прикрываясь мнимой мудростью и умствованиями, коринфские христиане своей готовностью мириться с таким постыдным поведением продемонстрировали, как мало они знали о Христе.
Осуждению апостола подвергся мужчина, который жил в грехе, и церковь, которая допускала это; он практически ничего не сказал о женщине. Возможно, её заставили или она была неверующей. Мужчина, однако, был христианином и при этом жил в таком грехе, какого не слышно даже у язычников. Выражая озабоченность, Павел в первую очередь обращает свои слова к членам церкви, которые закрывали глаза на грех, делая вид, что ничего не происходит.
Что входит в понятие инцеста, чётко определено в законе Моисея (Лев. 18:8; 20:11; Втор. 22:30; 27:20). Греческое общество иногда проявляло некоторое увлечение кровосмесительными связями, но в целом смотрело на подобное с презрением. Нет оснований предполагать, что инцест в греческой культуре был общепризнан. Однако даже в языческом обществе с его распущенными нравами церковь пятнала своё доброе имя, закрывая глаза на отношения этого мужчины с женой своего отца.
Возможно, Павел узнал о том, что христианин в Коринфе впал в блуд с женой своего отца, от домашних Хлои (1:11), или, возможно, он услышал об этом от делегации, упомянутой в 16:17. В реакции Павла слышится неверие и разочарование. Можно только представить себе, какие мысли роились у него голове, когда он писал эти строки. «Я должен разобраться с этим. Не могу поверить, что они мирятся с такой вопиющей аморальностью». Апостол переживал, что ему, возможно, придётся прийти к ним «с жезлом» (4:21). По сути, он сказал: «Вы удивляетесь, почему я прибег к таким резким выражениям, почему я думаю прийти с жезлом? Позвольте мне рассказать вам, что некоторые сообщают о том, что происходит у вас. Тело Христа оскверняется блудом, а вы, что ещё хуже, не воспринимаете это всерьёз!»
Что Павел имел в виду под словами жену отца своего, точно неизвестно. Если бы она была биологической матерью этого мужчины, то апостол, конечно, упомянул бы это. Павел, должно быть, «имел дело с человеком, который вступил в интимные отношения не со своей матерью, а, очевидно, со своей мачехой» (Уидерингтон). Скорее всего, биологическая мать мужчины, первая жена его отца, умерла. Его отец мог жениться во второй раз на молодой женщине, возможно ровеснице своего сына. Проживал ли сын по воле случая в доме отца своего? Соблазнил ли он жену отца и разбил брак? Умер ли отец мужчины? Толкнуло ли его к этому блуду нестабильное эмоциональное состояние?
В конце концов, подробности этого дела не имеют значения; это безнравственно и непростительно. Такого, наверное, можно было ожидать от язычников, но церковь была собранием святых людей, носивших имя Бога.
Павел позже назвал мужчину, жившего с женой своего отца, порнос («блудник»). Порнэ — это проститутка. Существительное порнейа в греческом мире означало пользование услугами проститутки. В Новом Завете это слово используется в более широком смысле для обозначения сексуальной распущенности любого вида («блуд»). Авторы Нового Завета обычно использовали слово порнейа, как оно использовалось среди евреев-эллинистов, занимавшихся вопросами морали. Они применяли это слово к любому виду внебрачных сексуальных отношений. Это был достаточно широкий термин, включавший в себя также инцест, проституцию и гомосексуализм.
Новый Завет рассматривает этические вопросы в контексте фактических событий и случаев. Церковь была в процессе открытия того, что вера затрагивает ещё и этические принципы. Павел не пытался составить систематический список всех моральных ситуаций, с которыми могли столкнуться христиане, с объявлением одних хорошими, а других плохими. Вместо этого, он и другие авторы Нового Завета учили нравственности, взаимодействуя с людьми, попавшими в сети греха. Иногда они терпеливо умоляли, а иногда требовали. Они противостояли греху, как только с ним сталкивались.
В случае с мужчиной, жившим с женой своего отца, церковь в Коринфе не руководствовалась нравственными нормами Бога. И сегодня в церкви можно увидеть подобные ситуации. Репутация церкви в мире всегда будет зависеть от нравственности церкви. Если христиане не будут вести высоко нравственный образ жизни, то их проповедь о Христе не будет воспринята миром. Христианская этика и христианское учение неразрывно связаны друг с другом. Исповедание веры в то, что Христос есть Сын Божий, неизбежно приводит к благочестивому житию.
Стих 2. Отказываясь верить, Павел разбирает ситуацию. Как они могли оправдывать такое позорное поведение? Думали ли они, что поступают мудро, закрывая глаза на нескрываемый блуд? Они возгордились (пефисиоменой; 5:2) и стали «надменны» (Восстановительный Перевод)? Не следовало ли им лучше плакать над такой безнравственной ситуацией? Не следовало ли им стыдиться за блуд своего товарища по вере? Не следовало ли им удалить из своей среды человека, сделавшего такое дело?
Если бы церковь призвала к ответу этого аморального брата за его поведение, то это было бы проявлением премудрости от Бога, (1:30). Мудрость приходит тогда, когда люди следуют высоким идеалам нравственности. Как оказалось, коринфские христиане не жили даже согласно нормам просто приличных людей в окружающем языческом обществе. В данной ситуации плач и сожаление были бы более уместны, нежели гордыня, приведшая к разделениям и к благосклонному отношению к этому человеку. Если бы ситуация эту христианскую общину сильно печалила, то они бы не потерпели такого поведения. Человека, живущего в грехе, надо было изъять из среды их.
Стих 3. Хотя Павел не мог нанести личный визит, чтобы помочь церкви в Коринфе, в духе он, тем не менее, находился с ними. Что именно имел в виду апостол, говоря: «отсутствуя телом, но присутствуя… духом», можно понять по-разному. Хотел ли он сказать, что наставления, которые он сейчас давал церкви, заменят его личное присутствие и личное участие? Вероятно, но, скорее всего, в этих словах содержится более глубокий смысл.
Употребляя эмфатическое «я» (эго) в 5:3 в противовес эмфатическому «вы» (химейс) в 5:2, апостол сообщает им, что ему не нужно лично присутствовать для того, чтобы вынести своё суждение по данному вопросу. Сердцем и мыслями Павел был в Коринфе с ними. Он был как невидимый гость в их собраниях. Павел говорит, что, как бы находясь у них, уже решил, как поступить с человеком, сделавшим такое дело. Как апостол Христа, Павел показал, что жизнь по вере подразумевает соблюдение нравственных принципов и обязательств.
Стих 4. Стих 5:4 переводится по-разному, так как трудно определить, к чему относится фраза во имя Господа нашего Иисуса Христа. В Синодальной Библии, Международном Библейском Обществе и Современном Переводе эта фраза относится к собранию церкви: «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа…», «когда соберётесь вместе во имя нашего Господа Иисуса…». В переводе Российского Библейского Общества стихи 3 и 4 были объединены, что привело к следующему результату: «Я, со своей стороны… уже вынес… решение именем Господа нашего Иисуса…» (5:3, 4). В Восстановительном Переводе эта фраза является разъяснением решения Павла предать грешника сатане и стоит в начале предложения: «В имени нашего Господа Иисуса, когда будете собраны…». Различия невелики, но утверждение Павла, что он уже принял решение в отношении этого человека (5:3), свидетельствует в пользу перевода Российского Библейского Общества.
Возникает вопрос, к чему относится фраза силой Господа нашего Иисуса Христа. Присутствовал ли Павел духом с ними «силой Господа нашего Иисуса Христа» или же эту фразу следует отнести к преданию человека, живущего в грехе, сатане? Эти вопросы, по большей части, касаются лингвистических деталей; но смысл этого и последующих стихов ясен. Павел своей апостольской властью, скреплённой именем Иисуса, заявляет, что мириться с вопиющей безнравственностью в теле верующих недопустимо.
Стих 5. Только здесь и в 1 Тим. 1:20 (в случае с Именеем и Александром) Павел велит церкви предать сатане. Что бы ещё ни подразумевали эти слова, Павел ясно даёт понять, что грешник должен быть отлучён от общения с народом Божьим, церковью. Церковь — это то место, где влияние на взгляды и поведение людей оказывает Христос. Царство же сатаны включает в себя весь мир за пределами тела Христа.
Как предание сатане приведёт к измождению плоти? Трудно представить, чтобы Павел рассматривал сатану в качестве Божьего поборника церковного взыскания. Он, конечно же, не говорил, что сатана так облагородит человека, что тот будет спасён в день Господа нашего Иисуса Христа. Возможно, Павел имел в виду, что сохранение ни к чему не обязывающих отношений с Божьими людьми позволяет прикрывать грех, так что его разрушающее действие становится не таким очевидным. А если человека предать сатане, когда ему становится недоступным общение с церковью, тогда он оказывается один на один со своими грехами. Так можно достичь желаемой цели, которая преследуется, когда человека «предают сатане», а именно — цели спасения. Когда человек поймёт весь ужас своего греха, то это должно привести к исчезновению всех плотских желаний, которые лежали в основе его постыдного поведения. Если сатана является Божьим поборником церковного взыскания, то не по своей воле. Грех пожирает самого себя и рождает страдание, а неприятные последствия греха могут привести человека в чувство (Лк. 15:17).
Некоторые считают, что под измождением плоти подразумеваются физические последствия (как в случае с Ананией и Сапфирой в Деян. 5:1–11 и Елимой в Деян. 13:8, 11). Если бы это было так, то в таком случае физическая болезнь и грех всегда были бы напрямую связаны — следствие, которое трудно согласовать с библейским учением (например, в Ин. 9:3). Одно ясно: церковное взыскание не направлено исключительно на то, чтобы выразить праведное негодование. Цель его — спасти душу грешника для Господа в судный день.
ОЧИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ (5:6–8)
Церкви необходимо было действовать быстро и решительно. Апостол использовал Пасху как пример искупительного действия Христа. Павел призвал общину наказать человека, живущего в грехе. Христиане, очищенные Христом, должны быть такими людьми, какими Бог хочет их видеть. Святость церкви Христа проявляется в благочестивой жизни людей, носящих Его имя.
«Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому станем праздновать не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».
Стих 6. Смирение — это предпосылка к покаянию. Разделениям и недовольству Павлом способствовала гордыня коринфян. Эти братья от гордости задирали носы, вместо того чтобы понурить голову от стыда. Гордыня, стыд, хвастовство и смирение — всё это взаимосвязано. Суд Павла был ясным: «Нечем вам хвалиться». Терпимость церкви по отношению к человеку, живущему в грехе с женой своего отца, симптоматична для хвастовства и высокомерия, поразивших церковь (1:29; 3:21; 4:6, 18; 5:2; 8:1). Хвастовство препятствует самоанализу и смирению, которые необходимы для покаяния. Хвастовство уподобляет церковь миру; из-за него бесчестится имя Христа, а верующие отсекаются от благословений Господа.
Павел подчёркивает свою мысль примером из кухни. Маленький кусок закваски, вмешенный в тесто, бесшумно и быстро распространяется на весь комок. «Малая закваска квасит всё тесто», — напоминает он. Иисус говорил о закваске в положительном смысле: царство небесное должно проникать в мир, как закваска (Мф. 13:33); но и зло тоже может распространяться, как закваска. Хотя Христос дал Своему народу всё необходимое для святого жития, грех прячется где-то рядом, готовый атаковать. В компании верных христиан ученики с проблемами находят поддержку и обретают решимость сопротивляться греху. Когда же грех получает свободный доступ в церковь, решимость ослабевает; нечестие затем распространяется. Обнаруживается, что члены церкви тесно связаны друг с другом. Грех любого человека не является исключительно его личным делом. Каждый, кто носит имя Христа, в определённом смысле является сторожем брату своему (см. Быт. 4:9). Грех одного человека имеет обыкновение распространяться по телу подобно закваске, квасящей всё тесто.
Какими бы удручающими ни были для апостола события в Коринфе, он всё равно обличал пороки людей и призывал к покаянию. Служители в царстве Божьем не должны отчаиваться, когда сталкиваются с людьми, которые не понимают или игнорируют требования Христа. Подобно Иисусу и Иоанну Крестителю, Павел никогда не шёл на компромисс с грехом. И никогда не бросал людей, которых признавал виновными в безнравственности или увлечении лжеучением. В определённых рамках, быть христианином значит быть прагматиком. Фрэнсис Шеффер писал:
«Я твёрдо убеждён, что много замечательного было разрушено оттого, что люди имели предвзятое и романтичное представление о том, как должно выглядеть совершенное, и не желали согласиться ни на что другое, и таким образом разгромили то, что могло бы быть».
Стих 7. Мужчина, живущий с женой отца своего, был старой закваской греха, от которой нужно было очистить общину в Коринфе. Уподобление Христу требовало, чтобы церковь очистилась и обновилась. Павел настоятельно призывает этих верующих добиваться, чтобы тело было таким, каким задумал его Христос: святым народом, побеждающим желания плоти. Христос, Пасха наша, умер для того, чтобы создать святой народ, который будет чтить Бога.
Слово «агнец» не появляется в стихе 7, но Павел называет Иисуса «Пасха наша» и добавляет, что Он был «заклан». Апостол, похоже, говорит, что Христос на кресте был подобен агнцу, принесённому в жертву накануне Пасхи. Вообще-то, жертвой для Пасхи мог быть либо ягнёнок, либо козлёнок (Исх. 12:5), но обычно это был ягнёнок. Образ пасхального агнца позволяет взглянуть на Христа с двух ракурсов. Во-первых, агнец олицетворяет безобидность и невинность. Однако концепция Иисуса как пасхальной жертвы не всегда акцентирует внимание на невинности Агнца Божьего. В другом смысле эта жертва обычно возвещает искупление Им грехов, или умилостивление Им гнева Божьего на грех. Эта точка зрения напоминает о том, как Бог проходит над грехами верных, когда осуществляет суд над «не покоряющимися благовествованию» (2 Фес. 1:8). Хотя и Иоанн и Пётр называли Иисуса «Агнцем» (Ин. 1:29, 36; Отк. 5:6; см. 1 Пет. 1:19), ни тот, ни другой прямо не говорили о Нём как о пасхальном агнце. Поэтому было бы ошибкой полагать, что всякий раз, когда Иисус называется Агнцем, имеется в виду Пасха.
В данном стихе, как и в Ин. 19:36, где цитируется Исх. 12:46, Господь действительно представлен в образе пасхального агнца. Переводы Международного Библейского Общества, Российского Библейского Общества и Современного Перевода правильно в 5:7 добавляют слово «ягнёнок» или «агнец».
Стих 8. Апостол говорит о празднике Пасхи. Этот праздник был временем радости и торжества, временем, когда иудеи размышляли о рождении своего народа. Первые читатели Павла должны были сразу же увидеть здесь резкий контраст: братство верующих во время этого праздника было совсем не похоже на самоублажающееся нечестие, характерное для языческих праздничных оргий в честь Диониса или Кибелы. Такой же контраст очевиден и в нашем мире сегодня, если сравнить доброжелательное отношение христиан друг к другу во время совместной трапезы со злобой пьяной драки где-нибудь в баре. Станем праздновать означает приобщиться к церкви в её собрании, в её поклонении и в её жизни. Основой празднования было единство местной церкви, о котором свидетельствовали общее исповедание, приверженность святости, надежда и общение.
Опресноки на Пасху подчёркивали разницу между христианским и языческим празднованиями. Закваска — это метафора проникновения порока и лукавства в здоровую среду опресноков чистоты и истины. То, что мужчина жил с женой своего отца, было неподобающим даже для бывшего развращённого образа жизни, а для бесквасных путей новой жизни это было просто немыслимо. Опасность «закваски» и идея «празднования» относится к собранию церкви. Цемент, скрепляющий христиан воедино, делая из них общину, — регулярные собрания. Павел упоминает об этом времени в следующих фразах: «в собрании вашем» (5:4), «когда вы собираетесь» (11:18) и «вся церковь сойдётся вместе» (14:23).
«Опресноки чистоты и истины» вместе с «празднованием» всем собранием, наверняка, навели Павла и его слушателей на мысли о вечере Господней. Возможно, Павел хотел противопоставить благочестивый образ жизни, основанный на «праздновании», определённому поведению, практиковавшемуся во время языческих религиозных празднеств. Древние авторы писали об оргиях, сопровождавших праздники в честь богов. Контраст между «нашим празднованием» и «их праздниками» служит для Павла хорошей иллюстрацией, побуждающей братьев превратиться в благочестивый народ, быть каким призывают Его последователей празднования Христа. В этом отрывке Павел ссылается на использование во время вечери Господней опресноков. В Новом Завете нигде прямо не сказано, что во время вечери Господней использовался бесквасной хлеб. Однако Иисус ввёл причастие во время праздника Пасхи, когда иудеи ели только пресный хлеб (Исх. 12:8).
ОБЪЯСНЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЯ (5:9–13)
Обличая и увещевая коринфских христиан из-за мужчины, живущего с женой своего отца, Павел, ссылается на предыдущее письмо, которое он написал им. Очевидно, они не поняли, о чём именно он тогда вёл речь. Так как их непонимание имело некоторое отношение к нынешней ситуации, то апостол решил пояснить своё наставление. Он заявляет, что его предыдущее письмо согласуется с его нынешним повелением относительно того, что церковь не должна терпеть аморальность своих членов.
«Я писал вам в послании — не общаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира этого, или лихоимцами, или грабителями, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира этого. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или грабителем; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращённого из среды вашей».
Стих 9. Предыдущее письмо, упомянутое Павлом, не было сохранено для нас в Новом Завете. Христиане не знают ничего об этом письме, кроме краткого упоминания о нём здесь. Предполагается, что Павел написал его из Эфеса. Если это так, то письмо, которое мы называем «1 Коринфянам», могло быть написано после того, как Павел провёл в Эфесе год или более. В том предыдущем письме Павел призывал коринфских христиан не общаться с блудниками, имея в виду, что они не должны беспечно принимать такое поведение. Он не должны относиться к греху, как к обыденному делу. И в предыдущем письме и в 1 Коринфянам Павла волновали границы царства. Когда церковь принимает в своё общение, то, по умолчанию, она предоставляет и своё одобрение, даже свою поддержку. Церковь — тело Христа. То, что одобряет она, подразумевает и одобрение Христа. Границы церкви определяются её исповеданием веры и тем образом жизни, который из этого следует. Если верующие открыто сообщаются с блудниками, то наступает момент, когда эта группа перестаёт быть церковью, принадлежащей Христу.
Упоминание апостолом предыдущего письма поднимает вопросы богодухновенности и канона. Всё ли, что писал апостол, было вдохновлено Святым Духом? Почему лишь некоторые, а не все его письма включены в Новый Завет? Хотя никто не должен быть настолько самонадеянным, чтобы осмелиться давать точные ответы на все вопросы, несколько фактов всё же не вызывают сомнения: (1) Пётр, Павел, Лука, Иоанн и другие авторы Нового Завета, наверняка, написали много такого, что не вошло в Писание. (2) апостолов Христа и других богодухновенных авторов в их устном и письменном слове направлял Святой Дух. Павел обратился к своему предыдущему письму, потому что оно было таким же полномочным, как и нынешнее. (3) Святой Дух, руководивший формированием Нового Завета, имел право включать в него те книги, какие считал нужным. Христиане верят, что Дух не только вдохновил различные документы, которые составляют Новый Завет, но также действовал в церкви и через церковь, чтобы эти документы были сохранены для наставления верующих в последующие века. (4) Канон завершён. Если вдруг сегодня обнаружится документ и будет установлено, что он написан Павлом или Иоанном, он не будет рассматриваться как часть Нового Завета. Святой Дух уже завершил Свою работу по составлению канона.
Стих 10. Призыв к нравственной чистоте, очевидно, был воспринят как призыв к полному отделению от мира. Возможно, враги Павла ссылались на его увещевание как на доказательство того, что он требовал нереального образа жизни. В 5:9–13 апостол поясняет своё повеление.
Христианин не может избежать всех контактов с блудниками мира этого, говорит он. При таком уклонении пришлось бы им выйти из мира этого. Однако христиане могут решать, какое поведение они считают похвальным или, по крайней мере, терпимым в теле Господа. Чтобы его читатели не подумали, что сексуальная распущенность — это грех какого-то иного порядка, чем все другие, апостол расширяет этот список, включив в него лихоимцев, и грабителей, или идолослужителей. Грехи, которые он перечисляет, кажется, не имеют прямого отношения к мужчине, который жил с женой своего отца.
Во все времена существовало мнение, что христианам лучше всего изолировать себя от мира, жить в уединённых общинах, замкнувшись от общества, чтобы там могла царить святость. Ответ на это мнение мы видим в мужских и женских монастырях. Иисус же дал Своим последователям более сложную задачу, нежели отделение от мира. Он велел им идти в мир и учить грешных, заражая их верой и добродетелью и сохраняя при этом свою святость. Церковь не изолируется от мира, спрятавшись за стенами. Это врата ада будут обороняться от активной церкви Божьей (Мф. 16:18). Христиане не должны стараться убежать от не знающих Бога; мы должны встречаться с порабощёнными грехом лицом к лицу и ставить их на путь свободы и жизни.
Стих 11. В своём предыдущем письме Павел не учил верующих о необходимости взаимодействовать с миром. Это сделал Иисус в Своём учении: где бы они ни жили, Его ученики призваны быть светом для тех, кто был слеп, городом, стоящим на верху горы (Мф. 5:14). В предыдущем письме Павла не шла речь о неверующих. В нём он инструктировал коринфских христиан не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником. Как и перед этим, Павел расширяет список блудников, включая в него лихоимцев, или идолослужителей, или злоречивых, или пьяниц, и грабителей. Верный христианин должен даже и не есть вместе с «братом», виновным в таких грехах.
Наставление Павла вызывает вопросы относительно обвинений, выдвигавшихся против Христа Его врагами. Фарисеи спрашивали учеников: «Почему Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?» (Мф. 9:11). Разве грешники, которые сидели за столом с Иисусом, не имели возможности стать Божьими детьми, подобно тому, как некоторые из братьев в Коринфе отвернулись от безнравственности, когда стали христианами? Поощрял ли Иисус их образ жизни? Правильно или неправильно для христианина поддерживать общение с тем, кто называет себя верующим, но при этом живёт, открыто пренебрегая Божьей волей, зависит от мотивов христианина. Если цель — донести до грешника весть о Божьей любви и призвать к покаянию, тогда «есть с таким» будет во славу Божью. Однако иногда есть с человеком, живущим в грехе, значит потворствовать поведению этого грешника. Как минимум, это имеет все шансы оставить ошибочное впечатление у неверующих. Те, кого в ином случае могло бы коснуться евангелие Христа, весьма вероятно, обвинят церковь в том, что она, рассуждая о святом житии, не относится серьезно к такому образу жизни.
Стих 12. Павел хотел, чтобы коринфская церковь знала, что весть христиан для тех, кто находится вне Христа, состоит в том, чтобы они поверили, что Иисус есть Христос, Сын Божий, покаялись в своих грехах и крестились в Него. Апостол задаёт риторический вопрос: «Ибо что мне судить и внешних?» Не дело христианина судить конкретные грехи неверующего. Вместо того чтобы нападать на неверующего из-за его пьянства или алчности, христианин обязан убедить его в том, что нет праведного ни одного. Каждый человек нуждается в прощении и благодати, исходящей от креста Христова. Господь приглашает всех грешников к столу искупления.
Совсем другое дело для христианина — судить внутренних. Это необходимо. Нет оправдания христианам, выслеживающим братьев или шпионящим за ними, чтобы раскрывать грехи друг друга. И нет у нас права судить мотивы других (Мф. 7:1, 2; Иак. 4:11). Однако когда член церкви живёт в открытом и нераскаянном грехе, то христиане, все вместе, должны обличить греховное поведение. Иуда увещевал верующих: «а других страхом спасайте, исторгая из огня…» (Иуда 23).
Стих 13. Возвестив Христа неверующим и призвав их повиноваться Христу, христиане должны предоставить суд Богу. Тем временем церковь должна удалять из своей среды любого, кто живёт, открыто не повинуясь Богу. Апостол подчёркивает это требование в 5:13, процитировав Втор. 17:7: Извергните развращённого из среды вашей.
Повиноваться распоряжению Павла в этом вопросе трудно, так как церковь должна также питать и ободрять своих членов, прощать грешников, когда они каются, и проявлять доброту и сострадание к ним. Никогда не следует забывать о доброте и милости; но если называющий себя христианином продолжает открыто восставать против Бога, то церковь не может мириться с таким поведением. Как бы трудно и рискованно это ни было, церковь должна наказывать своих заблудших членов.