Найти тему
Интересная фантастика

Семь интересных фантастических фильмов в жанре киберпанк

Здравствуйте, уважаемые читатели. Оторвемся ненадолго от фантастической литературы и вспомним про важнейшее из искусств. Сегодня, это будет подборка фильмов фантастического жанра киберпанк.

Киберпанк, такой жанр (вернее поджанр) фантастики, в котором действие происходит в будущем. Киберпанковское будущее с одной стороны, характеризуется развитостью технологий, а с другой – социальными противоречиями в обществе. Грубо говоря, киберпанк – это технофантастика с элементами антиутопии.

Если взять кино, то самым классическим примером можно привести такие фильмы, как: «Бегущий по лезвию» (1982г), кинофраншиза «Робокоп», «Матрица» и т.п. Эти фильмы сняты уже достаточно давно, здесь же поговорим о свежих образцах жанра. Какие-то из них я смотрел до этого, а с частью ознакомился специально для данного обзора. Подборка построена в хронологическом порядке, самые свежие будут в конце.

С предисловиями покончено, начнем.

«Элизиум. Рай не на Земле». Режиссер Нил Бломкамп (2013)

По сюжету, в будущем, в середине 22 века Земля представляет собой печальное зрелище. Уничтоженная экология, влачащее жалкое существование население, безработица, нищета, болезни, бедность. Короче, обычный набор неприятностей будущего для голливудского фантастического кино.

В то же время на орбите для элиты строится огромный орбитальный комплекс с искусственной гравитацией. Тут, на орбите, рукотворная среда с атмосферой, садами, парками, уютными домами и пр. располагает для жизни и работы в свое удовольствие. К этому прилагаются достижения научно-технического прогресса в медицине, технике и т.д. и т.п. В общем, живи и наслаждайся жизнью. Жители орбиты по сути занимаются эксплуатацией землян, выкачивая и без того не очень большие ресурсы с умирающей планеты.

Само собой такое социальное расслоение приводит к противоречиям орбитального и земного человечества. Что, собственно и происходит в фильме. Откровенно говоря, фильм показался слегка простоватым. Но, это мои впечатления, в принципе, смотреть можно.

Это и другие изображения  обзора взяты на ресурсе Яндекс. картинки
Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс. картинки

«Страховщик». Режиссер Габе Ибаньес (2014)

И опять перед нами общество будущего с разрушенной экологией. Те, кто смог выжить, проживают в городах посреди пустынь. В мире «Страховщика» существование городов людей поддерживают роботы и прочие автоматические механизмы. Функционирование роботов ограничено двумя условиями, заложенными в них производителями. Это невозможность причинения вреда людям и полный запрет на усовершенствование механизмами других механизмов. Никакая модернизация без контроля людей невозможна.

Повреждение одного из роботов, вернее рутинное расследование страхового агента производителя (его роль играет Антонио Бандерас) приводит к неожиданным открытиям. Речь идет о нарушении краеугольных запретов для роботов. Правовой императив (запрет) однозначен, а вот с моральной составляющей дела не все так ясно. Создатели фильма ставят достаточно интересную фантастическую проблематику (для кино конечно, где все проще чем в литературе). Это неплохо сочетается с остросюжетной составляющей. Нормальный образец киберпанка с элементами постапокалипсиса.

-2

«Робот по имени Чаппи». Режиссер Нил Бломкамп (2015)

Снова фильм про проблемы обретения роботом сознания и разума. На этот раз, будущее не такое суровое, как в предыдущем фильме. Хотя, тоже ничего приятного в нем нет. Южно-Африканскую республику захлестывает волна преступлений. Частная роботехническая корпорация по заказу правительства изготовила партию дроидов – полицейских для обуздания беспредела уличных банд.

Один из этих дроидов, вследствие ряда событий, связанных с недопониманием между ученым, который занимается разработкой искусственного интеллекта и его работодателями (им вообще его изыскания были не нужны), попадает в руки уличной банды.

Это робот Чаппи, который обрел разум и стал игрушкой в руках бандитов. Фильм конечно тоже немного простоват (как и фильм Бломкампа «Элизиум»), но, если рассматривать целевой аудиторией для этого кино старший подростковый возраст, вполне себе смотрибельно. С эмоциями и всем таким.

-3

«Бегущий по лезвию 2049». Режиссер Дэни Вильнев (2017)

Сиквел культового для жанра киберпанк фильма 1982 года «Бегущий по лезвию». В мире будущего Земля таки вновь оказывается в условиях глобального экологического кризиса. Человечество занимается развитием колоний за пределами Солнечной системы с помощью искусственных людей – репликантов, у которых нет никаких прав. Они на положении рабов или автоматических механизмов.

Главный герой, репликант Кей, работает в отделе полиции и занимается уничтожением репликантов - беглецов и бунтовщиков. В ходе выполнения одного из таких заданий, Кей выясняет о существовании ребенка, который является плодом союза живорождённого человека и репликанта женского пола (главных героев первого фильма).

Вокруг поиска ребенка и строится дальнейшее действие. Опять же, вынужден сварливо проворчать о не слишком глубоком сюжете фильма. Но, я сужу с точки зрения заядлого читателя фантастики, а не зрителя (хоть и посматриваю временами, иначе этого обзора бы не было). В рамках полнометражного фильма очень редко можно сделать и классную картинку, и экшн, и еще и достойную фантастическую идею. Даже экранизируя литературу.

Зато атмосфера киберпанка в «Бегущем по лезвию 2049» сделана с истинным искусством. Она дополняется отличной музыкой. Погружение в мрачный мир будущего практически полное. Конечно же, спасибо создателям. Кино однозначно нужно посмотреть.

-4

«Анон». Режиссер Эндрю Николл (2018)

Пример фильма как раз с очень крутым и продуманным сюжетом. В мире будущего технологии позволяют синхронизировать человеческое зрение и всемирную виртуальную сеть. Люди постоянно находятся онлайн. Это позволяет спец. службам и органам полиции практически стопроцентно победить любую преступность.

Однако, главный герой фильма, детектив полиции, сталкивается с убийствами, записи последних минут которых стерты. Вернее, детективы наблюдают момент преступления как-бы со стороны убийцы, от первого лица. Жертва же просто беспомощно мечется, ее зрение видно заменено в момент преступления. Как вывести на чистую воду убийцу, который имеет возможность подменять и стирать записи событий, непонятно.

К крутейшей задумке следует добавить и очень достоверную атмосферу фильма, выполненную в мрачных, почти черно-белых тонах. Как это сейчас модно говорить? – Нуар.

В общем, отличный фантастический триллер в антураже киберпанка. Мне понравилось (напомню, что вкусы у всех разные, если что, прошу не кидаться в монитор тяжелыми предметами).

-5

«Апгрейд». Режиссер Ли Уоннелл (2018)

Будущее, в котором технологии позволяют имплантировать в тело людей чипы, значительно облегчающие жизнь. Это и какие-то программы по управлению механизмами (например, автомобилями) и многими другими процессами жизнедеятельности.

Главный герой, ярый противник новых технологий, был вынужден прибегнуть к вживлению новой программы с искусственным интеллектом (не хочу тут спойлерить и раскрывать подробности сюжета). В общем, кино посвящено проблематике взаимодействия искусственного разума и человека, в оболочке остросюжетного динамичного триллера. Идея сюжета оставляет двойственные впечатления. С одной стороны, она интересна и обыгрывается неплохо. С другой – по мере просмотра кино сюжет становится если не банален, то предсказуем. Но, все-таки в конце, сценаристы изворачиваются и делают финал нетривиальным. В общем, хороший киберпанк – триллер.

-6

«Хроники хищных городов». Режиссер Кристиан Риверс (2018)

Из всей подборки самый простой по сюжету фильм. Наверное, даже проще чем в случае с роботом Чаппи и восстанием землян против орбитального рая на станции «Элизиум». Киберпанк с элементами постапа, или постапокалипсис в сочетании с киберпанком. Далекое будущее. После ядерной войны на планете сложилась цивилизация огромных движущихся механизмов, в которых могут жить тысячи, а то и десятки тысяч людей. Эти горда конкурируют друг с другом за ресурсы. Ну а один злодей решил подмять под себя всю планету. Впрочем, главные герои с ним не согласны.

Несмотря на простоту сценария, фильм очень и очень красиво сделан. Масштабные спецэффекты, атмосферные движущиеся города и другие технологии, колоритные жители будущего. Ярко, необычно, эффектно. Отличный фильм. Из всех перечисленных, понравился мне больше всего, несмотря на банальность мотивации и поступков персонажей.

Лондон на колесах рулит
Лондон на колесах рулит

На этом у меня на сегодня все. Смотрите (и читайте) фантастику.

Подобные обзоры на канале: Французское фантастическое кино

Подписывайтесь на мою группу Вконтакте, Интересная фантастика (клипы, фильмы, аудиокниги, опросы и многое другое о фантастике)