Взрослые часто приклеивают к детям ярлык "гиперактивного" ребенка. Но гиперктивность говорит лишь об особенностях функционирования нервной системы, которая отражается на поведении человека. Нет 100%-ных критериев гиперактивности. Что касается электроэнцефалограммы у таких людей, то часто имеет место несформированность зрелых альфа-ритмов коры головного мозга. А гиперактивное поведение лучше всего описывается строчками из "Винни-Пуха": "Тигра был ужасно прыгучий, и у него была такая манера здороваться, что у вас потом всегда были полны уши песку, даже после того, как Кенга скажет: “Тигра, деточка, осторожно!” — и поможет вам встать".
Но давайте оглядимся вокруг и примем во внимание вот что. Многие из нас живут в городской среде, где все время за окном шумят машины, а соседи то справа, то слева делают ремонт. В комнате включен телевизор, а при этом ежеминутно приходят СМС на телефон. Когда мы выходим гулять, через каждые 100 м располагаются неоновые рекламы, разноцветные баннеры, торчащие многоэтажки. Мы все время куда-то спешим. Мы не читаем художественную литературу, если произведение больше 40 страниц и если мы не филологи. Мы погрузились в "клиповое" пространство Инстаграма, которое не позволяет нам сочинять длинные тексты. Раньше, если помните, подобные тексты мы называли комиксами". Со всех сторон на нас сыплются миллионы рекомендаций, миллионы алгоритмов, миллионы предложений и миллионы историй успешных людей. Нам предлагают миллионы товаров, которых почему-то получилось "перепроизводство" и которым нужно общество "потребителей". Мне сложно сказать, как в такой среде не вырасти гиперактивным.
Мешает ли гиперактивность этим детям? Скорее всего, да. Но все же, еще больше она не дает покоя родителям и педагогам. Ведь дети с СДВГ - очень неудобные дети. Но давайте вспомним, что признаками СДВГ обладали лорд Байрон, Оскар Уайльд, Пикассо, Жюль Верн, Томас Эдисон. А психиатр Майкл Фитцджеральд считает основной причиной СДВГ присутствие у таких людей определенного гена. И этот же ген отвечает, по его данным, за склонность к риску и за умение чрезмерно концентрироваться на какой-либо узкой области. Это позволяет таким людям стать знаменитыми.
Есть много советов, как научить детей с СДВГ организовывать свое пространство и тренировать внимание. Но мне кажется, когда мы сосредотачиваемся на определенных упражнениях и советах, мы упускаем из внимания самое главное. Главное же в том, чтобы научить ребенка справляться со скоростью современной жизни, успевать осмыслить происходящее и прислушиваться к своим собственным чувствам. Постараюсь изложить свои идеи с помощью привычных для восприятия алгоритмов.
1. Научите ребенка какое-то время находится в тишине.
2. Называйте ребенку чувства, которые он может испытывать. Если он упал или куда-то врезался, постарайтесь поймать его взгляд и спросите: "Ты испугался?". Если он швыряет какие-то предметы, спросите: "Ты рассержен?". Если чадо носится по всем комнатам, скажите: "Ты сейчас очень возбужден".
3. Говорите с ребенком спокойно и медленно. Главное - выслушивайте его и не перебивайте. По мере возможности коротко перескажите ему то, что он только что вам рассказал.
4. Читайте с ребенком книги. Начинайте с коротких текстов и постепенно переходите к таким, которые разбиты на главы. Не требуйте от ребенка в этот момент, чтобы читал он. Это не школьные уроки, это ваше общение. Читайте достаточно медленно и спокойно, успевая вдуматься в каждое слово. Лучше меньше, но вдумчивей.
5. Старайтесь соблюдать порядок в квартире, на рабочем столе. Убирайте все лишние предметы, особенно, когда сын или дочка делают уроки.
6. Наклейте в комнате обои пастельных тонов. Все рисунки, постеры соберите в отдельные альбомы.
7. Общение с гиперактивными детьми может сильно утомлять. Возьмите за правило не реагировать на детские выходки моментальным наказанием или криком. Задержите дыхание. Сосчитайте до десяти. Опишите ситуацию ("Ты опрокинул рассаду на кота"), назовите свои чувства ("Я злюсь и меня просто накрывает уже отчаяние"). Если вы талантливый педагог, - вы подскажете ребенку, как он может исправить ситуацию: "Я хочу, чтобы ты сейчас собрал всю землю и протер пол. А завтра мы посадим новые семена").
8. Организуйте тренировку для мозга ребенка. Лучше всего подойдут занятия таким видом спорта, где много упражнений на координацию. Или занятия музыкой. Когда ребенок играет на каком-то музыкальном инструменте, правая рука выполняет свои движения, левая - свои, слух работает на полную катушку, а голова занята переводом нот на язык мелодии. Это и интеллектуальный, и физический труд одновременно. Ребенок учится координировать очень много действий. Это залог для формирования навыка планирования, тренировка внимания. А заодно повышает самооценку.
Пожалуй, хватит. Говорят, статья свыше 2000 знаков плохо воспринимается:))