Найти тему
Василина Могутова

почему пассажирские самолёты не летают быстрее?

каждый раз, когда я сажусь на самолёт и готовлюсь к очередному невыносимому перелету через атлантику длиной, в 7 часов, то думаю об одном и том же. почему самолёты не могут быть быстрее? ускоряются все смартфоны, интернет, да и вообще жизнь в целом. так когда же нашему вниманию представит сверхбыстрый пассажирский лайнер, способный пересечь целый континент, пока идет один фильм? инженеров и пилотов всегда интересовала скорость, по крайней мере, по началу им неплохо удавалось разгонять металлических птиц. еще в далеком 1945 году, немецкий летчик испытатель достиг скорости в девятьсот восемьдесят километров в час, но затем что-то случилось, и скорость перестала расти. более того, она начала падать. догадайтесь, почему?дам подсказку. вы когда-нибудь съезжали на велосипеде со склона? конечно, ездить на велике также легко, как ездить на велике. но когда скорость возрастает, удерживать руль становится все сложнее. правда, то же самое произошло и с самолетами. только там нет привычного дорожного покрытия, на котором можно покрутить рулем. вокруг один лишь воздух. погодите,как воздух может создавать проблемы с управлением самолетом. это же невозможно.не забывайте, что существует такая штука, как аэродинамика. это умное слово обозначает, движение воздуха вокруг предмета. если вы когда-нибудь высовывали руку из окна машины, то знаете каким мощным может быть воздушный поток.если машина движется не быстро, то вы ничего не почувствуете, но стоит ей выехать на автостраду, как воздух сильно ударит по вашей руке, особенно, если подставить потоку ладонь, дав больше площади для действия. эта сила может быть такой мощный, что руку будет тяжело опустить. так что лучше держать всеконечности при себе. а теперь предположим, что любая машина, в которой вы когда-либо были, ездит ниже границы дозвуковых скоростей. то есть, медленнее скорости звука или 1235 километров в час.звуку, как и свету, нужно время, чтобы куда-либо добраться. просто он делает это очень быстро, и кажется, что все происходит мгновенно.вот почему все становится действительно интересно, когда речь заходит о сверхзвуковых самолетах, тех, которые превышают скорость звука. да, они существуют, и ими управлять особенно сложны. только представьте аэродинамику самолета, летящего быстрее 1235 километров в час. частицы воздуха изначально парящий вокруг самолета,теперь за ним не поспевают. они сжимаются, и образует своего рода барьер. вы когда-нибудь слышали о том, как самолет переходит звуковой барьер? вот именно об этом я и говорю. когда самолету удаётся прорваться через толщу сжатого воздуха, он издает взрыва, подобный хлопок или звуковой удар. если в это время вы находитесь на борту, то не услышите его, поскольку летите быстрее звука. но на земле все прекрасно слышно. обычно самолёты развивают сверхзвуковую скорость далеко от аэропортов, чтобы не пугать ничего не подозревающих граждан. летать на сверхзвуковой скорости, сопротивляясь воздуху перед собой, это все равно, что пытаться бежать сквозь толпу. вы оказываете давление на людей, находящихся впереди, что довольно грубо. пожалуйста, не бегайте в толпе. но чужие тела задерживают вас, и тянут назад, как спереди так и по бокам. в случае с самолетом, сила вокруг него делает его менее управляемым. мало того, что он начинает вибрировать, так еще и температура на носу воздушного судна может достигать 300 градусов цельсия. такой жар и давление могут вовсе разорвать его. поэтому обычный дозвуковой самолёт не может летать на длинные дистанции, на скорости выше крейсерской. он просто потеряет управление и развалится на части. но все же в 1985 году произошел случай, когда boeing 747 пережил падение на сверхзвуковой скорости. это был рейс компании чайна airlines из тайвани в лос-анджелес. в 560 километрах от сан-франциско один из двигателей полностью отказал. через минуту самолет отправился в штопор с высоты 12 с половиной тысяч метров. только представьте, каково это вы летите в самолете, когда он начинает падать носом вниз, и вот, вы уже перпендикулярно земле несетесь на сверхзвуковой скорости.надеюсь вы пристёгнуты, потомучто иначе, по закону ускорения, вас отбросит в самый хвост салона. а теперь представьте. пилотам удалось выровнять самолет на высоте 2900 метров. когда речь идёт об авиации, это фактически, на расстоянии вытянутой руки от земли. самолет приземлился в сан-франциско. пострадавших на его борту не было. вот это настоящее мастерство пилотирования. но как насчет самолетов, которые созданы чтобы летать быстрее звука? во первых, обычно визуально они отличаются от тех, что стоят в аэропортах. в отличие от более мягких очертаний дозвуковых самолетов, у них острые углы, прямые линии. также их крылья имеют форму стрелы или треугольника. эти особенности позволяют им летать быстрее и справляться с аэродинамикой на запредельно высоких скоростях. сверхзвуковые самолеты были изобретены для военной авиации. до сих пор используется только в этой области. но также были два самолета для коммерческих перелетов. британско- французский конкорд и советский ту-144. эти ребята достигали скоростей порядка двух с половиной тысяч километров в час на высоте 20 тысяч метров. они летали в два раза выше других лайнеров, поскольку там воздух становился менее плотным, что гарантировало меньше трение и сопротивление. и соответственно повышало управляемость воздушным судном. жизнь ту-144 была короткой, а судьба трагической. его использовали всего три года с 1975 по 1978. он выполнял лишь последние полгода, но после двух крушений проект свернули. конкорд служил гораздо дольше. с 1976 по 2003. целых 27 лет авиалайнер доставлял пассажиров из лондона в нью-йорк всего за три часа. напомню, что обычно этот перелет занимает 7 часов. поверьте, я считаю каждый час в полете. так почему же мы не можем вернуться в старые добрые времена? но если бы деньги умели говорить, то об этом проекте они бы кричали. оно того не стоит. он был слишком дорогим, как для производства так и для эксплуатации. высокая цена сделала его абсолютно неэффективным, по крайней мере, для пассажирских перевозок. конкорд сжигал 21 тысяча двести литров топлива в час, в то время, как boeing 747 тратит за это время лишь 17 400 литров. казалось бы, разница небольшая, да и летает конкорд намного быстрее. и тоже выгодно. если бы сверхзвуковой самолет возил на борту 100 пассажиров, в то время, как боинг мог взять в пять раз больше, а если вы думаете, что готовы отдать любые деньги за быстрый перелет через океан, то по сегодняшним меркам вам бы пришлось попрощаться с десятью тысячами долларов за билет туда-обратно. более того, в 70-е годы, когда конкорд начал летать через атлантику, в салоне первого класса сиденья были больше чем, в эконом-классе, но все равно не особо удобны. проще говоря, большинство пассажиров были готовы отдать гораздо меньшую сумму за 7-часовой сон в кресле первого класса, которое раскладывается в кровать, чем потратить кучу денег и сэкономить 4 часа. поэтому, в начале двухтысячных конкорд перестал пользоваться спросом.программа оказалась слишком дорогостоящей, и ее закрыли. поэтому мы больше не можем сесть на сверхзвуковой самолет и молниеносно долететь до пункта назначения.но наверное, это к лучшему авиаинженеры разработали идеальные формы самолетов и установили самую эффективную скорость. вывод- быстрее, не всегда значит лучше. перелет- это не просто скольжение по воздуху. нужно учитывать еще и взлет, и посадку. эти маневры могут быть крайне опасны на больших скоростях, так что, пилотам, как и всем на борту, лучше чтобы они совершались медленно. снижение скорости также комфортнее для пассажиров, поскольку в салоне не так шумно.7 часов, которые можно провести во сне, пожалуй, лучше чем безумные три часа, в течение которых вам уснуть точно не удастся.