Мертвый сезон. СССР, 1969. Режиссер Савва Кулиш. Сценаристы Владимир Вайншток, Александр Шлепянов. Актеры: Донатас Банионис, Ролан Быков, Сергей Курилов, Геннадий Юхтин, Бруно Фрейндлих, Антс Эскола, Леонхард Мерзин, Эйнари Коппель, Маури Раус, Владимир Эренберг, Юри Ярвет, Анда Зайце, Светлана Коркошко, Лаймонас Норейка и др. 34,5 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Савва Кулиш (1936-2001) поставил всего девять фильмов, «Взлет», «Трагедия в стиле рок», «Железный занавес». Но главным его хитом все равно остался его дебютный «Мертвый сезон».
Кинокритик Александр Караганов (1915-2007) в год выхода «Мертвого сезона» на экран писал, что это «хороший фильм. Он заметно выделяется из потока средних и просто посредственных фильмов, создатели которых больше уповают на остроту сюжета, чем на силу искусства. … Особенно много в этом смысле дает фильму исполнение роли советского разведчика артистом Банионисом. Он создает поразительно емкий образ, каждым своим поступком, решением, мыслью открывая все новые грани характера своего героя» (Караганов, 1969: 2). Караганов А. «Мертвый сезон» // Спутник кинозрителя. 1969. № 1. С. 2-4.
Высокую оценку «Мертвому сезону» дал и кинокритик Всеволод Ревич (1929-1997), отметив, что «ни одна другая разновидность кинопроизведений не ставит своего героя в столь жесткие рамки. Почти все время он находится в исключительной психологической ситуации – на острие ножа. Конечно, сюжетная острота в рассказе о человеке, который все время находится под угрозой смерти, история этого поединка поли, ума, мировоззрения продолжает оставаться весьма существенной стороной фильма, но она, эта острота, ничего не стоит, если за ней не стоит крупный, своеобразный характер. … Развернуть на таком узком пространстве объемный человеческий образ всегда трудная художественная задача» (Ревич, 1969: 140). Ревич В. Соратники Зорге // Экран 1968-1969. М.: Искусство, 1969. С.139-144.
Практически все рецензенты обращали внимание высокий психологический уровень актерской игры. К примеру, А. Бейлин обосновано утверждал, что «в «Мертвом сезоне» Банионис раскрылся как актер, наделенный богатым внутренним миром, необыкновенно тонко мыслящий и чувствующий, достоверный во всем – в слове, во взгляде, в движении, в активном действии и в молчании» [Бейлин, 1970, с.78]. Бейлин А. Актер-69 // Экран 1969-1970. М.: Искусство, 1970. С.76-81.
Уже в XXI веке киновед Виктор Филимонов в своей энциклопедической статье о творчестве С. Кулиша, думается, вполне резонно заметил, что в «Мертвом сезоне» «со стороны дистанции хорошо ощущается наивный «оттепельный» идеализм не только в толковании фигуры советского разведчика. Некая романтическая окраска ощущается и в идейном пафосе вещи, отстаивающей права человеческой личности перед посягательством на них тоталитарных политических систем. «Боец невидимого фронта» выступает как бы от лица некого совершенно идеального социума, призванного высшими силами справедливо карать зло, распространяющееся в мире» (Филимонов, 2010: 258). Филимонов В. Кулиш Савва Яковлевич // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 257-260.
Итак, это были мнения кинокритиков…
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020
P.S. Мою короткую рецензию на «Мертвый сезон» можно прочесть здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/mertvyi-sezon-1968-5d4292e4b96cfd00aefa2902
P.S. Тех читателей, кто интересуется шпионской темой в кино времен «холодной войны» отсылаю к моей книге «Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей» (М., 2017). http://kinopressa.ru/library