Найти тему
Живопись

Художник Жан-Франсуа Порталс: ориентализм и варианты

Художник Жан-Франсуа Порталс (Порталь, Портальс — нам встречались и такие варианты произношения и написания его фамилии) — отец-основатель бельгийского ориентализма. Данное определение говорит о творчестве этого живописца вообще всё. Или не говорит о нём совсем ничего. Или обозначает только важнейшие его отличительные черты. Или вовсе никак не раскрывает значения и сути его богатейшего творческого наследия.
"Восточная красавица", после 1877
"Восточная красавица", после 1877

Собственно, в пользу каждой из этих четырёх дефиниций у нас есть твердые и весомые аргументы. А поскольку мы, дорогой читатель, страсть как устали «отмахиваться» ими от вездесущих экспертов-критиков с их вечными попытками привести к «общему знаменателю» и заставить «писать статьи правильно, как это делают все» (то есть стать филиалом «Википедии», на что мы никогда не согласимся),- сегодня мы предоставим Вам самим возможность решить, какое из четырёх утверждений, приведённых выше, ближе всего к истине. И, пожалуйста, простите нас великодушно за это лирическо-тактическое отступление от заявленной темы.

"Восточная женщина", после 1877
"Восточная женщина", после 1877

Итак. Месье Порталс — ученик блистательного Франсуа-Жозефа Навеза и великолепнейшего Поля (по рождению-Ипполита) Делароша. Этих мастеров «роднит» написание целого ряда картин исторического толка и тот факт, что специалисты относят их работы к академическому стилю живописи. И с этим не поспорить.

"Бубен в покое", между 1840 и 1895
"Бубен в покое", между 1840 и 1895

Однако, уважаемые коллеги нередко забывают упомянуть, что Навез являлся ярко выраженным адептом неоклассицизма. Его творчество отсылает нас к традициям Ренессанса и далее «в глубину веков», к седой античности. Занимая пост директора прославленной брюссельской Академии изящных искусств, он являл собою несокрушимый бастион догматов «старой школы», храня для новых поколений живописцев лучшие достижения минувшего.

"Восточная женщина"
"Восточная женщина"

Деларош же предпочитал творить в романтическом стиле. Да, его творчеству была присуща некоторая сдержанность в создании композиции и избегание излишнего драматизма при выборе сюжетов. Но постепенно он всё решительнее отходил от академической манеры письма, доверяясь порыву собственной фантазии и делая ставку на одухотворенные образы своих героев, на уход в идеализацию и атмосферность. Что ж, таким — в его лице— был ответ мира изобразительного искусства на наступление эпохи стремительных общественно-политических перемен начала-середины XIX столетия.

"Женский портрет"
"Женский портрет"

Герой нашей статьи, будущий основоположник бельгийского ориентализма, был архиталантливым учеником. Но что ещё важнее: он был невероятно одарённым самостоятельным творцом. Взяв лучшее у обоих своих прославленных педагогов, и создав уникальный стиль, он в возрасте 24 лет становится обладателем Большой Римской премии.

"Девушка с тамбурином"
"Девушка с тамбурином"

Казалось бы, вот она: широкая карьерная лестница, по которой знай себе взбирайся ввысь, да еще и с алой ковровой дорожкой возможностей, протянувшейся к дверям богатейших нуворишей, знатнейших аристократических родов и главных арт галерей Старого света. Вместо этого молодой Жан Франсуа отправляется в длительное творческое турне по Европе, а главным образом — по Ближнему Востоку. Именно там, где человечество впервые взялось за кисть и краски, рождаются первые шедевры Порталса в стиле ориентализм. Что подвигло нашего героя поступить именно так?

"Двушка с ожерельем"
"Двушка с ожерельем"

Быть может, античный храм академичного классицизма был столь же тесен для него, как и сколь узкою была дорога «романтических» исканий. И окрыленной творческой душе был нужен принципиально новый широкий горизонт возможностей, дабы расправить крылья.

"Две девушки"
"Две девушки"

А может быть, все было даже несколько сложнее. Творя свои полотна
о дивной красоты задумчивых девах, благоухающих цветах и ниспадающих складках шелка, он противопоставлял принципиальную непознаваемость Востока, его мистическую безграничность наступающей в Европе эре ницшеанского царства разума. Как будто каждой новой работой мастер стремился напомнить соотечественникам о том, как важно сохранять в людских сердцах пространство для вечных истин и первозданной гармонии, без которых развитие любой цивилизации утрачивает смысл. В конце концов, кому, если не одному из талантливейших людей эпохи дано было отрефлексировать не до конца осознаваемый весь грандиозный трагизм этой эры перемен.

"Сицилийская невеста", 1861
"Сицилийская невеста", 1861

А может быть, все обстояло куда как проще. Молодой человек днями и ночами, в течении многих лет, без устали и снисхождения к себе оттачивавший индивидуальный стиль и востривший живописную технику, поддался зову дороги приключений. И его итальянская победа позволила наконец отправится в дальние края за новыми образами и смыслами. Но даже оказавшись там, откуда есть-пошла человеческая цивилизация и культура, он все же остался верен классическим западным нарративам.

"Женский портрет"
"Женский портрет"

Тогда не трудно объяснить, отчего образы его героинь столь узнаваемы и даже вестернизированы. Может статься, что выдающегося таланта и недюжинного мастерства бельгийского художника хватило только на то, чтобы поместить отдельные восточные типажи в рамки стандартной западноевропейской и мифотворческой классики. Иными словами, вся заслуга Порталса может свестись к созданию поджанра в контексте течения романтизма.

"Портрет красавицы"
"Портрет красавицы"

Какой их этих вариантов верен? И верен ли какой-нибудь их них? А может быть, истина залегает где-то промежду ними, и каждое предположение в чем-то верно. У нас, конечно же, есть собственное мнение по этому поводу. Но раз мы решили побыть сегодня в нейтралитете, то верный ответ пускай останется в Вашем личном ведении, дорогой наш читатель.

Марокканская красавица"
Марокканская красавица"

Так или иначе, бесспорно иное: пятилетний вояж живописца был крайне плодотворен и закончился триумфально. Молодой маэстро открыл собственную творческую мастерскую в Генте, параллельно возглавив городскую Академию искусств. Впереди у него было множество лет плодотворной работы. Ориентализм, с которым Старый Свет еще не был хорошо знаком, обеспечил стойкий интерес к творчеству художника. Ну а для Королевства Бельгия он и вовсе стал первопроходцем.

"Восточная женщина"
"Восточная женщина"

Символичный факт: спустя четверть века после судьбоносного вояжа наш герой занял пост своего бывшего учителя, месье Навеза, возглавив столичную Королевскую Академию искусств. Что ж, безусловный дар, бывший к тому же крайне гибким и разносторонним, а также колоссальная работоспособность, без сомнения делали его лучшим кандидатом на столь высокий пост. Стараниями Жан Франсуа Порталса миру предстояло узнать такие громкие имена, как Шарль ван дер Стапен, Эмиль Вотар и множество других. Впрочем, это уже совсем другая история.

"Зрелые цветы"
"Зрелые цветы"

Автор: Лёля Городная