Художник Жан-Франсуа Порталс (Порталь, Портальс — нам встречались и такие варианты произношения и написания его фамилии) — отец-основатель бельгийского ориентализма. Данное определение говорит о творчестве этого живописца вообще всё. Или не говорит о нём совсем ничего. Или обозначает только важнейшие его отличительные черты. Или вовсе никак не раскрывает значения и сути его богатейшего творческого наследия.
Собственно, в пользу каждой из этих четырёх дефиниций у нас есть твердые и весомые аргументы. А поскольку мы, дорогой читатель, страсть как устали «отмахиваться» ими от вездесущих экспертов-критиков с их вечными попытками привести к «общему знаменателю» и заставить «писать статьи правильно, как это делают все» (то есть стать филиалом «Википедии», на что мы никогда не согласимся),- сегодня мы предоставим Вам самим возможность решить, какое из четырёх утверждений, приведённых выше, ближе всего к истине. И, пожалуйста, простите нас великодушно за это лирическо-тактическое отступление от заявленной темы.
Итак. Месье Порталс — ученик блистательного Франсуа-Жозефа Навеза и великолепнейшего Поля (по рождению-Ипполита) Делароша. Этих мастеров «роднит» написание целого ряда картин исторического толка и тот факт, что специалисты относят их работы к академическому стилю живописи. И с этим не поспорить.
Однако, уважаемые коллеги нередко забывают упомянуть, что Навез являлся ярко выраженным адептом неоклассицизма. Его творчество отсылает нас к традициям Ренессанса и далее «в глубину веков», к седой античности. Занимая пост директора прославленной брюссельской Академии изящных искусств, он являл собою несокрушимый бастион догматов «старой школы», храня для новых поколений живописцев лучшие достижения минувшего.
Деларош же предпочитал творить в романтическом стиле. Да, его творчеству была присуща некоторая сдержанность в создании композиции и избегание излишнего драматизма при выборе сюжетов. Но постепенно он всё решительнее отходил от академической манеры письма, доверяясь порыву собственной фантазии и делая ставку на одухотворенные образы своих героев, на уход в идеализацию и атмосферность. Что ж, таким — в его лице— был ответ мира изобразительного искусства на наступление эпохи стремительных общественно-политических перемен начала-середины XIX столетия.
Герой нашей статьи, будущий основоположник бельгийского ориентализма, был архиталантливым учеником. Но что ещё важнее: он был невероятно одарённым самостоятельным творцом. Взяв лучшее у обоих своих прославленных педагогов, и создав уникальный стиль, он в возрасте 24 лет становится обладателем Большой Римской премии.
Казалось бы, вот она: широкая карьерная лестница, по которой знай себе взбирайся ввысь, да еще и с алой ковровой дорожкой возможностей, протянувшейся к дверям богатейших нуворишей, знатнейших аристократических родов и главных арт галерей Старого света. Вместо этого молодой Жан Франсуа отправляется в длительное творческое турне по Европе, а главным образом — по Ближнему Востоку. Именно там, где человечество впервые взялось за кисть и краски, рождаются первые шедевры Порталса в стиле ориентализм. Что подвигло нашего героя поступить именно так?
Быть может, античный храм академичного классицизма был столь же тесен для него, как и сколь узкою была дорога «романтических» исканий. И окрыленной творческой душе был нужен принципиально новый широкий горизонт возможностей, дабы расправить крылья.
А может быть, все было даже несколько сложнее. Творя свои полотна
о дивной красоты задумчивых девах, благоухающих цветах и ниспадающих складках шелка, он противопоставлял принципиальную непознаваемость Востока, его мистическую безграничность наступающей в Европе эре ницшеанского царства разума. Как будто каждой новой работой мастер стремился напомнить соотечественникам о том, как важно сохранять в людских сердцах пространство для вечных истин и первозданной гармонии, без которых развитие любой цивилизации утрачивает смысл. В конце концов, кому, если не одному из талантливейших людей эпохи дано было отрефлексировать не до конца осознаваемый весь грандиозный трагизм этой эры перемен.
А может быть, все обстояло куда как проще. Молодой человек днями и ночами, в течении многих лет, без устали и снисхождения к себе оттачивавший индивидуальный стиль и востривший живописную технику, поддался зову дороги приключений. И его итальянская победа позволила наконец отправится в дальние края за новыми образами и смыслами. Но даже оказавшись там, откуда есть-пошла человеческая цивилизация и культура, он все же остался верен классическим западным нарративам.
Тогда не трудно объяснить, отчего образы его героинь столь узнаваемы и даже вестернизированы. Может статься, что выдающегося таланта и недюжинного мастерства бельгийского художника хватило только на то, чтобы поместить отдельные восточные типажи в рамки стандартной западноевропейской и мифотворческой классики. Иными словами, вся заслуга Порталса может свестись к созданию поджанра в контексте течения романтизма.
Какой их этих вариантов верен? И верен ли какой-нибудь их них? А может быть, истина залегает где-то промежду ними, и каждое предположение в чем-то верно. У нас, конечно же, есть собственное мнение по этому поводу. Но раз мы решили побыть сегодня в нейтралитете, то верный ответ пускай останется в Вашем личном ведении, дорогой наш читатель.
Так или иначе, бесспорно иное: пятилетний вояж живописца был крайне плодотворен и закончился триумфально. Молодой маэстро открыл собственную творческую мастерскую в Генте, параллельно возглавив городскую Академию искусств. Впереди у него было множество лет плодотворной работы. Ориентализм, с которым Старый Свет еще не был хорошо знаком, обеспечил стойкий интерес к творчеству художника. Ну а для Королевства Бельгия он и вовсе стал первопроходцем.
Символичный факт: спустя четверть века после судьбоносного вояжа наш герой занял пост своего бывшего учителя, месье Навеза, возглавив столичную Королевскую Академию искусств. Что ж, безусловный дар, бывший к тому же крайне гибким и разносторонним, а также колоссальная работоспособность, без сомнения делали его лучшим кандидатом на столь высокий пост. Стараниями Жан Франсуа Порталса миру предстояло узнать такие громкие имена, как Шарль ван дер Стапен, Эмиль Вотар и множество других. Впрочем, это уже совсем другая история.
Автор: Лёля Городная