Если рассуждать чисто теоретически, то шанс выжить в каждом конкретном бою у гладиатора должен быть примерно 50%. Разумеется, если считать, что поединки на арене ведутся один на один, проигравший неизбежно погибает. На самом деле всё было совершенно иначе. Шанс гладиатора выжить зависел от множества самых разных факторов. Перечислим самые главные из них: время действия, тип гладиаторских боёв, категория гладиатора, его популярность и в самом конце списка — боевые навыки и физическая сила.
Почему факторы выживания перечислены именно в таком порядке? Потому что самым важным из них был первый. Если дело происходило в самые ранние века существования Рима, то шансов на выживание у гладиаторов не было вовсе. В то время гладиаторские игры являлись не зрелищем, а погребальным обрядом, который римляне позаимствовали у этрусков. Враги Рима, взятые в плен, убивали друг друга на играх в честь павшего героя или умершего своей смертью патриция. Выживших гладиаторов либо выставляли на следующий поединок, либо добивали, в зависимости даже не столько от каприза заказчика игр, сколько от количества пленных в данный момент. Если их было в достатке, то выживших после поединка тут же убивали.
Гладиаторские игры сразу же разделились на категории: частные и общественные. Частные заказывали близкие умершего, как сейчас заказывают похоронный религиозный обряд. В этом случае гладиаторы уже были оплачены, возврат их продавцу не предусматривался, равно как и дальнейшее использование в качестве слуг. В ходе таких игр гибли все их участники. Поэтому если не хватало пленных, для таких игр выделялись преступники, приговорённые «к мечу». Меч на латыни «гладиус», отсюда и пошло само название гладиаторов. Но были и общественные гладиаторские игры, на которые гладиаторов закупали из городских или иных государственных фондов. В этом случае, в целях экономии, выживших могли приберечь для следующих игр.
Со временем сложилась практика, по которой приговорённый «к мечу» преступник проводил на арене не более пяти лет, после чего получал свободу. Учитывая, что бои проводились не каждый месяц, шансы выжить у него были. В такой системе был здравый расчёт — если гладиатор в любом случае обречён, он может сразу же подставиться под удар и умереть. То есть зрелища, которое так ценили римские зрители, не получится. А вот если у него есть шанс на выживание, он станет драться за свою жизнь изо всех сил. По той же причине проданные в гладиаторы рабы имели возможность выкупиться или вовсе получить деревянный меч (так называемый «рудис», символ освобождения) за особо зрелищный поединок. Поэтому у проданных в гладиаторы был стимул не просто выжить на арене, но ещё и драться с артистизмом, дабы понравиться публике.
Кроме уже упомянутых военнопленных, преступников и рабов, в гладиаторы вербовались свободные римские граждане, а иногда даже гражданки. При этом с точки зрения римского закона такие добровольцы ничем не отличались от прочих гладиаторов, проходя по категории «инфамес» (в буквальном переводе «недостойные»). Кроме гладиаторов сюда же относили работниц лупанариев, акробатов и профессиональных актёров. У них не было многих гражданских прав, например, быть избранным на любую государственную должность, свидетельствовать в суде и т.д. Зачем же римские граждане по своей воле шли на настолько позорную работу? Кто-то от бедности и безысходности, но были и, как сказали бы сейчас, «адреналиновые наркоманы». Арена — это не только смертельный риск, но также слава, почести, и прочие радости профессионального спортсмена. Тем более, что со временем презрительное отношение к гладиаторам сильно уменьшилось, а император Коммод, живший во II веке н.э. уже и сам не гнушался участвовать в боях на арене.
Ланиста, то есть хозяин гладиаторской школы и владелец всех гладиаторов в ней, единолично решал, кому из них в каких боях участвовать. Разумеется, его отношение к чемпиону, любимому публикой, и какому-нибудь преступнику, только что отданному в гладиаторы, было совершенно разным. Знаменитых гладиаторов берегли, к их услугам были лучшие врачи, продуманная диета, массажисты и всё прочее. Его выставляли только на те бои, где не было смертельного риска. Чемпионы не участвовали в массовых боях, где шанс погибнуть был очень велик и зависел от чистого случая. Они выходили только на бои с такими же известными бойцами, часто эти бои были договорными. Шанс дожить до освобождения у такого чемпиона был заметно выше, чем у обычного гладиатора-раба не умеющего красиво подать себя на арене.
Шанс выжить у многих гладиаторов, особенно в поздние века истории Рима, когда игры окончательно превратились в красочное шоу, безусловно, был. Но не слишком большой. Археологи нашли несколько кладбищ гладиаторов, в самых разных городах Римской империи, от британского Йорка (римское селение Эборак) до турецкого Эфеса (в древности этот город назывался Апас). Почти все похороненные гладиаторы — мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. На их телах найдены следы множества ран и заживших переломов. Так что жизнь обычного гладиатора была очень опасной и, как правило, недолгой.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев